Close

Форма обратной связи

Свяжитесь с нами

Законопроект об обеспечительных мерах

Один из главных налоговых законопроектов осени 2022:

  • вносит принципиальные изменения в порядок налогообложения некоторых доходов физических лиц
  • продлевает 50% ограничение на признание накопленных налоговых убытков
  • логично устраняет некоторые неопределенности в налогообложении юридических лиц
  • вносит изменения в процедуру досудебного урегулирования споров
Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение
Суть законопроекта
Законопроект позволяет налоговым органам налагать предварительные обеспечительные меры на имущество компаний и ИП (ограничения на отчуждение имущества и передачу в залог) сразу после составления акта камеральной проверки или вынесения решения о проведении выездной проверки (сейчас это возможно только при вынесении решения по результатам проверки). Обеспечительные меры после принятия решения о начале проверки могут налагаться только по согласованию с ФНС.

Основанием для наложения запрета на отчуждение имущества станет отклонение налоговой нагрузки налогоплательщика за проверяемый период от среднеотраслевых показателей. Таким образом, обеспечительные меры могут приниматься до установления факта недоплаты налогов налогоплательщиком – по сути в некоторой степени можно сказать, что действует презумпция виновности. Порядок определения среднеотраслевой нагрузки должен быть прописан в отдельной методичке.

Информация о налогоплательщиках, в отношении которых применены обеспечительные меры, как и сейчас, будет находиться в публичном доступе на сайте ФНС. Это создаст репутационные риски для бизнеса.

Согласно поправкам новые обеспечительные меры не затронут налогоплательщиков:

  • Уплативших более 2 млрд рублей налогов за три года
  • Находящихся в налоговом мониторинге
  • Тех, чье отклонение по налогам от среднеотраслевой нагрузки не превышает 10% либо 3-х миллионов рублей
  • И некоторых других

Законопроект получил отрицательное заключение правового управления Государственной Думы. Дальнейшие мероприятия не назначены.

Суть законопроекта

Законопроект позволяет налоговым органам налагать предварительные обеспечительные меры на имущество компаний и ИП (ограничения на отчуждение имущества и передачу в залог) сразу после составления акта камеральной проверки или вынесения решения о проведении выездной проверки (сейчас это возможно только при вынесении решения по результатам проверки). Обеспечительные меры после принятия решения о начале проверки могут налагаться только по согласованию с ФНС.

Основанием для наложения запрета на отчуждение имущества станет отклонение налоговой нагрузки налогоплательщика за проверяемый период от среднеотраслевых показателей. Таким образом, обеспечительные меры могут приниматься до установления факта недоплаты налогов налогоплательщиком – по сути в некоторой степени можно сказать, что действует презумпция виновности. Порядок определения среднеотраслевой нагрузки должен быть прописан в отдельной методичке.

Информация о налогоплательщиках, в отношении которых применены обеспечительные меры, как и сейчас, будет находиться в публичном доступе на сайте ФНС. Это создаст репутационные риски для бизнеса.

Согласно поправкам новые обеспечительные меры не затронут налогоплательщиков:

  • Уплативших более 2 млрд рублей налогов за три года
  • Находящихся в налоговом мониторинге
  • Тех, чье отклонение по налогам от среднеотраслевой нагрузки не превышает 10% либо 3-х миллионов рублей
  • И некоторых других

Законопроект получил отрицательное заключение правового управления Государственной Думы. Дальнейшие мероприятия не назначены.

Основные изменения представлены на слайде

Обеспечительные меры

Ссылка на карточку законопроекта

Текущий статус

Законопроект получил отрицательное заключение правового управления

Хронология рассмотрения законопроекта

27 декабря 2021 года
27 декабря 2021 года
Законопроект представлен в Совет Государственной Думы

Заключение правового управления: В НК РФ не закреплено понятие «среднеотраслевая налоговая нагрузка», поэтому проект не соответствует критериям экономической обоснованности и ясности. НК РФ уже содержит нормы, позволяющие взыскать задолженность по налогам с лиц, которым передано имущество, если такую передачу налогоплательщик совершил после того как узнал о начале проверки (пп. 2 п. 2 ст. 45)