Close

Форма обратной связи

Свяжитесь с нами

Налоговый мониторинг

Будущее, в котором налогообложение становится неотъемлемой частью цифровых экосистем налогоплательщиков
Налоговый мониторинг основан на концепции расширенного информационного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. Налогоплательщик предоставляет налоговым органам онлайн-доступ к информационной системе, содержащей налоговые данные и отчетность, а также к системе внутреннего налогового контроля.
Заявления о проведении налогового мониторинга предоставляется не позднее
1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг
дн.
час.
мин.
сек.
Преимущества режима налогового мониторинга:
  • Уменьшение максимального срока налогового контроля до
    1 года 9 месяцев
  • Сокращение затрат, отсутствие штрафов и минимизация пени при выполнении мотивированного мнения
  • Отсутствие выездных и камеральных налоговых проверок и сокращение объема предоставляемых документов
  • Ускоренное возмещение НДС и акцизов без банковских гарантий
  • Уменьшение количества требований НО в связи с автоматическим предоставлением документов посредством АИС «Налог-3»
  • Создание имиджа добросовестного налогоплательщика
  • Мотивированные мнения по совершенным и планируемым сделкам
  • Уменьшение максимального срока налогового контроля до 1 года 9 месяцев
  • Сокращение затрат, отсутствие штрафов и минимизация пени при выполнении мотивированного мнения
  • Отсутствие выездных и камеральных налоговых проверок и сокращение объема предоставляемых документов
  • Ускоренное возмещение НДС и акцизов без банковских гарантий
  • Уменьшение количества требований НО в связи с автоматическим предоставлением документов посредством АИС «Налог-3»
  • Создание имиджа добросовестного налогоплательщика
  • Мотивированные мнения по совершенным и планируемым сделкам
Налоговый мониторинг позволяет наладить информационное взаимодействие и расширенный обмен данными между налогоплательщиками и налоговыми органами
Система внутреннего контроля (СВК)
Учетная система
Электронный архив
Система налогоплательщика
Раскрытие информации о результатах контрольных процедур
Раскрытие информации из систем бухгалтерского учета и представление деклараций
Предоставление электронных копий первичных бухгалтерских документов
Онлайн-доступ к ИТ-системам компаний
Онлайн-диалог между налогоплательщиком и налоговым инспектором, запросы на разъяснения и комментарии
Система налогового инспектора
Автоматизированная информационная система «Налог-3»
Система внутреннего контроля (СВК)
Электронный архив
АИС «Налог-3»
Система налогоплатель-щика
Учетная система
Система налогового инспектора
01
04
05
02
03
C 02.06.2024 обязательно для всех налогоплательщиков
01
02
03
04
05
Раскрытие информации о системе внутреннего контроля (СВК);
Раскрытие данных бухгалтерского и налогового учета из учетных информационных систем;
Создание скан-копий первичных учетных документов и договоров, визуальных образов электронных учетных документов и договоров;
Раскрытие информации в режиме реального времени по данным бухгалтерского и налогового учета, данным по СВК. Возможность направления запросов и получения ответов налогоплательщика;
Предоставление доступа к скан-копиям первичных учетных документов и договоров, а также визуальным образам электронных учетных документов и договоров, доразмещение документов по запросу.
Часто задаваемые вопросы
Как определить готовность компании к переходу на режим налогового мониторинга?
Необходимо провести оценку компании с точки зрения зрелости следующих компонентов:
Состояние системы внутреннего контроля (СВК) и системы управления рисками (СУР) компании
Состояние информационных учетных систем, в том числе уровня автоматизации процессов, участвующих в СВК и ведении налогового учета
Анализ процедур ведения налогового учета и подготовки отчетности и обработки документов
Сформировать дорожную карту по разработке/доработке систем и процедур
Команда ТеДо предлагает услугу по проведению обследования готовности вступления в режим налогового мониторинга.
Необходимо провести оценку компании с точки зрения зрелости следующих компонентов:
Состояние системы внутреннего контроля (СВК) и системы управления рисками (СУР) компании
Состояние информационных учетных систем, в том числе уровня автоматизации процессов, участвующих в СВК и ведении налогового учета
Анализ процедур ведения налогового учета и подготовки отчетности и обработки документов
Сформировать дорожную карту по разработке/доработке систем и процедур
Команда ТеДо предлагает услугу по проведению обследования готовности вступления в режим налогового мониторинга.
Какие нужны документы для перехода?
Дополнительно при подготовке к вступлению налогоплательщик предоставляет
«Дорожную карту» по подготовке к переходу на налоговый мониторинг
Планируемые запросы мотивированного мнения 
(при наличии)
Информацию о параметрах доступа налогового органа 
к информационной системе организации с 2024 года
Заявление о проведении
налогового мониторинга
Команда ТеДо поможет согласовать с налоговым органом пакет документов, «дорожную карту» и объем раскрытия налоговой отчетности.
Регламент информационного взаимодействия
Информация о взаимозависимых лицах
Документы, регламентирующие 
систему контроля (СВК)
Учетная политика для целей налогообложения организации
Перечень документов
для вступления
Дополнительно при подготовке к вступлению налогоплательщик предоставляет
«Дорожную карту» по подготовке к переходу на налоговый мониторинг
Заявление о проведении
налогового мониторинга
Команда ТеДо поможет согласовать с налоговым органом пакет документов, «дорожную карту» и объем раскрытия налоговой отчетности.
Регламент информационного взаимодействия
Информация о взаимозависимых лицах
Документы, регламентирующие 
систему контроля (СВК)
Учетная политика для целей налогообложения организации
Перечень документов для вступления
Планируемые запросы мотивированного мнения (при наличии)
Информацию о параметрах доступа налогового органа к информационной системе организации с 2024 года
Что такое система внутреннего контроля для налогового мониторинга?
Участие руководителя организации
Соблюдение профессиональных, этических 
и поведенческих стандартов
Организационная структура, распределение (разграничения) полномочий и обязанностей
Компетенции и развитие персонала
Выявление организацией рисков, связанных 
с искажением бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации, 
в целях налогового мониторинга
Оценка организацией рисков, связанных 
с искажением бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, в целях налогового мониторинга
Документирование рисков, связанных 
с искажением бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, в целях налогового мониторинга
Списание контрольных процедур организации
Документирование выполнения контрольных процедур организации
Оценка эффективности контрольных процедур организации
Наличие автоматизированных контрольных процедур организации
Соотношение автоматизированных 
и ручных контрольных процедур организации
Внутренний и внешний аудит информационных систем организации
Наличие защиты от несанкционированного доступа 
к исходным данным
Информационные системы организации для организации бухгалтерского и налогового учета
Информационные системы организации, используемые для контроля 
за правильностью вычисления (удержания) налогов, сборов, страховых взносов и для подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации
Наличие контролей, выполняемых в режиме реального времени
Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации
Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации
Внутренний
и внешний аудит
Пример оценки СВК компании
Налоговый мониторинг основан на риск-ориентированном подходе к контролю и сфокусирован на анализе ключевых отраслевых и методологических налоговых рисков, применимых к налогоплательщику. Налоговые органы анализируют налоговые риски каждого налогоплательщика, что повышает эффективность контрольных мероприятий. Информация о потенциальных рисках поступает в налоговые органы по мере направления запросов на получение мотивированных мнений.

Система внутреннего контроля (СВК) должна обеспечивать:
  • упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов;
  • выявление, оценку, минимизацию и (или) устранение рисков неправильного исчисления, неполной и (или) несвоевременной уплаты налогов;
  • достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении налогов, полноты и своевременности их уплаты;
  • соблюдение законодательства РФ, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке;
  • мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур.

Высокий уровень организации внутреннего контроля участников налогового мониторинга обеспечивает достаточную степень уверенности относительно достоверности, полноты, своевременности расчета налогооблагаемой базы, налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Начальный (1)
уровень
Определенный (2)
уровень
Контролируемый (3)
уровень
Управляемый (4)
уровень
Совершенствуемый (5)
уровень
Объем представляемых
документов
Не более 50 процентов
документов
Не более 40 процентов
документов
Не более 30 процентов
документов
Не более 7 процентов
документов
Не более 5 процентов
документов
В настоящее время ФНС России разрабатывает единую цифровую методологическую модель, содержащую стандартизированные налоговые регистры, а также контроли в разрезе статей НК РФ и блоков операций. Данная модель будет включать разработку контрольных соотношений и алгоритмов расчета показателей налоговых регистров организации, что позволит реализовывать подходы к автоматизации проведения процедуры налогового контроля в отношении участников налогового мониторинга. Такой подход стимулирует налогоплательщиков придерживаться стандартизированных методов контроля, что минимизирует количество ошибок, влияющих на полноту уплаты налогов, значительно уменьшит сроки согласования налоговой базы по всем налогам и сократит объем истребованных документов.

Команда ТеДо помогает клиентам решить вопросы совершенствования уровня организации СВК и СУР в области налогообложения.
Уровень организации системы внутреннего контроля
Пример оценки СВК компании
Налоговый мониторинг основан на риск-ориентированном подходе к контролю и сфокусирован на анализе ключевых отраслевых и методологических налоговых рисков, применимых к налогоплательщику. Налоговые органы анализируют налоговые риски каждого налогоплательщика, что повышает эффективность контрольных мероприятий. Информация о потенциальных рисках поступает в налоговые органы по мере направления запросов на получение мотивированных мнений.

Система внутреннего контроля (СВК) должна обеспечивать:
  • упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов;
  • выявление, оценку, минимизацию и (или) устранение рисков неправильного исчисления, неполной и (или) несвоевременной уплаты налогов;
  • достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении налогов, полноты и своевременности их уплаты;
  • соблюдение законодательства РФ, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке;
  • мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур.

Высокий уровень организации внутреннего контроля участников налогового мониторинга обеспечивает достаточную степень уверенности относительно достоверности, полноты, своевременности расчета налогооблагаемой базы, налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Начальный (1)
уровень
Определенный (2)
уровень
Контролируемый (3) уровень
Управляемый (4)
уровень
Совершенствуемый (5) уровень
Объем представляемых
документов
Не более 50 процентов
документов
Не более 40 процентов
документов
Не более 30 процентов
документов
Не более 7 процентов
документов
Не более 5 процентов
документов
В настоящее время ФНС России разрабатывает единую цифровую методологическую модель, содержащую стандартизированные налоговые регистры, а также контроли в разрезе статей НК РФ и блоков операций. Данная модель будет включать разработку контрольных соотношений и алгоритмов расчета показателей налоговых регистров организации, что позволит реализовывать подходы к автоматизации проведения процедуры налогового контроля в отношении участников налогового мониторинга. Такой подход стимулирует налогоплательщиков придерживаться стандартизированных методов контроля, что минимизирует количество ошибок, влияющих на полноту уплаты налогов, значительно уменьшит сроки согласования налоговой базы по всем налогам и сократит объем истребованных документов.

Команда ТеДо помогает клиентам решить вопросы совершенствования уровня организации СВК и СУР в области налогообложения.
Уровень организации системы внутреннего контроля
Пример оценки СВК компании
Налоговый мониторинг основан на риск-ориентированном подходе к контролю и сфокусирован на анализе ключевых отраслевых и методологических налоговых рисков, применимых к налогоплательщику. Налоговые органы анализируют налоговые риски каждого налогоплательщика, что повышает эффективность контрольных мероприятий. Информация о потенциальных рисках поступает в налоговые органы по мере направления запросов на получение мотивированных мнений.

Система внутреннего контроля (СВК) должна обеспечивать:
  • упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов;
  • выявление, оценку, минимизацию и (или) устранение рисков неправильного исчисления, неполной и (или) несвоевременной уплаты налогов;
  • достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении налогов, полноты и своевременности их уплаты;
  • соблюдение законодательства РФ, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке;
  • мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур.

Высокий уровень организации внутреннего контроля участников налогового мониторинга обеспечивает достаточную степень уверенности относительно достоверности, полноты, своевременности расчета налогооблагаемой базы, налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Начальный (1) уровень
Определенный (2) уровень
Контролируемый (3) уровень
Управляемый (4) уровень
Совершенствуемый (5) уровень
Объем представляемых
документов
Не более 50 % документов
Не более 40 % документов
Не более 30 % документов
Не более 7 % документов
Не более 5 % документов
В настоящее время ФНС России разрабатывает единую цифровую методологическую модель, содержащую стандартизированные налоговые регистры, а также контроли в разрезе статей НК РФ и блоков операций. Данная модель будет включать разработку контрольных соотношений и алгоритмов расчета показателей налоговых регистров организации, что позволит реализовывать подходы к автоматизации проведения процедуры налогового контроля в отношении участников налогового мониторинга. Такой подход стимулирует налогоплательщиков придерживаться стандартизированных методов контроля, что минимизирует количество ошибок, влияющих на полноту уплаты налогов, значительно уменьшит сроки согласования налоговой базы по всем налогам и сократит объем истребованных документов.

Команда ТеДо помогает клиентам решить вопросы совершенствования уровня организации СВК и СУР в области налогообложения.
Уровень организации системы внутреннего контроля
Как выбрать техническое решение для взаимодействия с ФНС России?
Варианты информационного взаимодействия с налоговым органом
Доступ к учетной системе
Витрина данных
Телекоммуникационные
каналы связи
Преимущества
Особенности
Количество участников**
  • Удобство для пользователей
  • Ограничение доступа к данным перечнем документов, утвержденным налогоплательщиком
  • Опция drilldown
  • Широкий функционал с учетом потребностей налогоплательщика
  • Встроенное решение для интеграции с АИС «Налог-3»
  • Наличие модуля систем внутреннего контроля
  • Рабочее место налогового органа
  • Сокращение трудозатрат на предоставление данных налоговому инспектору
  • Не требуется существенная доработка системы (в случае если учет автоматизирован в достаточной степени)
  • Наименее трудозатратный способ
  • Возможность представления установленного перечня документов
  • Существенные затраты на разработку и внедрение. Тренд на удешевление
  • Ограничение доступа к данным осложнено
  • Отсутствие запросной системы
  • Более существенная работа для интеграции с АИС «Налог-3»
  • Ограниченный пользовательский функционал
  • Повышенная нагрузка на информационные системы налогоплательщика
  • Необходимость предоставления доступа к нескольким информационным системам
  • Способ неудобен как налоговому органу, так и налогоплательщику
  • Отмена с 01.01.2026 года*
314 участников
117 участников
14 участников
*Ст.6 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ
**По данным ФНС России на декабрь 2023 года
Витрина данных

Преимущества
  • Удобство для пользователей
  • Ограничение доступа к данным перечнем документов, утвержденным налогоплательщиком
  • Опция drilldown
  • Широкий функционал с учетом потребностей налогоплательщика
  • Встроенное решение для интеграции с АИС «Налог-3»
  • Наличие модуля систем внутреннего контроля
  • Рабочее место налогового органа
Особенности
  • Существенные затраты на разработку и внедрение. Тренд на удешевление
Количество участников**
  • 314 участников
Доступ к учетной системе

Преимущества
  • Сокращение трудозатрат на предоставление данных налоговому инспектору
  • Не требуется существенная доработка системы (в случае если учет автоматизирован в достаточной степени)
Особенности
  • Ограничение доступа к данным осложнено
  • Отсутствие запросной системы
  • Более существенная работа для интеграции с АИС «Налог-3»
  • Ограниченный пользовательский функционал
  • Повышенная нагрузка на информационные системы налогоплательщика
  • Необходимость предоставления доступа к нескольким информационным системам
Количество участников**
  • 117 участников
Телекоммуникационные каналы связи

Преимущества
  • Наименее трудозатратный способ
  • Возможность представления установленного перечня документов
Особенности
  • Способ неудобен как налоговому органу, так и налогоплательщику
  • Отмена с 01.01.2026 года*
Количество участников**
  • 14 участников
*Ст.6 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ
**По данным ФНС России на декабрь 2023 года
Как происходит интеграция с АИС «Налог-3»?
В рамках расширенного информационного взаимодействия с июня 2024 года налоговые органы должны получить доступ к информационным системам налогоплательщика в режиме реального времени. Для подготовки к интеграции с АИС «Налог-3» необходимо организовать защищенный канал связи с помощью аппаратных сертифицированных средств криптографической защиты информации и подключиться к электронным сервисам для информационного обмена с налоговым органом.
На сайте ФНС России размещен «Регламент взаимодействия через информационную систему организации при проведении налогового мониторинга», где описаны 17 сценариев электронного взаимодействия между информационной системой и АИС «Налог-3».

Сервисы (сценарии) взаимодействия витрины данных и АИС «Налог-3»
Необходимо реализовать налогоплательщикам до 02.06.2024
Сервисы по представлению
документов и отчетности
Сервисы работы
с первичными документами
Дополнительные сервисы
Определение состояния
(доступности) ИС НП
Предоставление реестра документов, размещен-ных в архиве ИС НП
Файловый обмен
Направление запроса 
на получение отчета 
о работе с запросной системой в ИС НП
Технические сервисы
01
04
03
07
Информирование 
АИС «Налог – 3» 
о доступности ИС НП
02
Направление запроса 
 на просмотр документа, размещенного в архиве НП
05
Сервисы истребования
12-17
Получение протокола
операций (на текущее время сервис недоступен)
08
Обновление токена аутентификации
10
Направление запроса 
на доразмещение доку-мента в архив ИС НП
06
Получение сводного 
протокола операций
09
Сервис получения сведений по структуре 
 группы компаний
11
Виды взаимодействия
Синхронное – инициатор направляет запрос и ожидает ответ. Ответ формируется автоматически.
Асинхронное – инициатор направляет запрос. Запрашиваемая сторона подготавливает ответ в установленный срок и направляет инициатору.
В этой связи необходимо подготовить информационные системы к возможности принятия и обработки требований со стороны налогового органа и автоматическому представлению необходимых документов.
В настоящее время в целях совершенствования расширенного информационного взаимодействия между налоговыми органами и организациями – участниками налогового мониторинга разрабатывается единая цифровая методологическая модель (Цифровой налоговый кодекс) и ведется работа по унификации и стандартизации регистров, позволяющих реализовать алгоритмы автоматического контроля.
Технические сервисы

01 Определение состояния
(доступности) ИС НП
  • Синхронное взаимодействие

02 Информирование АИС «Налог – 3» о доступности ИС НП
  • Синхронное взаимодействие

10 Обновление токена аутентификации
  • Синхронное взаимодействие
Сервисы работы с первичными документами

04 Предоставление реестра документов, размещен-ных в архиве ИС НП
  • Синхронное взаимодействие

05 Направление запроса на просмотр документа, размещенного в архиве НП
  • Синхронное взаимодействие

06 Направление запроса на доразмещение доку-мента в архив ИС НП
  • Асинхронное взаимодействие
Сервисы по представлению документов и отчетности

03 Файловый обмен
  • Асинхронное взаимодействие

12-17 Сервисы истребования
  • Синхронное взаимодействие
  • Асинхронное взаимодействие
Дополнительные сервисы

07 Направление запроса на получение отчета о работе с запросной системой в ИС НП
  • Синхронное взаимодействие

08 Получение протокола
операций (на текущее время сервис недоступен)

09 Получение сводного протокола операций
  • Синхронное взаимодействие

11 Сервис получения сведений по структуре группы компаний
В рамках расширенного информационного взаимодействия с июня 2024 года налоговые органы должны получить доступ к информационным системам налогоплательщика в режиме реального времени. Для подготовки к интеграции с АИС «Налог-3» необходимо организовать защищенный канал связи с помощью аппаратных сертифицированных средств криптографической защиты информации и подключиться к электронным сервисам для информационного обмена с налоговым органом.
На сайте ФНС России размещен «Регламент взаимодействия через информационную систему организации при проведении налогового мониторинга», где описаны 17 сценариев электронного взаимодействия между информационной системой и АИС «Налог-3».

Сервисы (сценарии) взаимодействия витрины данных и АИС «Налог-3»
Необходимо реализовать налогоплательщикам до 02.06.2024
Виды взаимодействия
Синхронное – инициатор направляет запрос и ожидает ответ. Ответ формируется автоматически.
Асинхронное – инициатор направляет запрос. Запрашиваемая сторона подготавливает ответ в установленный срок и направляет инициатору.
В этой связи необходимо подготовить информационные системы к возможности принятия и обработки требований со стороны налогового органа и автоматическому представлению необходимых документов.
В настоящее время в целях совершенствования расширенного информационного взаимодействия между налоговыми органами и организациями – участниками налогового мониторинга разрабатывается единая цифровая методологическая модель (Цифровой налоговый кодекс) и ведется работа по унификации и стандартизации регистров, позволяющих реализовать алгоритмы автоматического контроля.
реализовывать комплексные проекты по подготовке к вступлению в режим налогового мониторинга, а также оказывает высокопрофессиональную консультационную поддержку компаниям, желающим вступить в данный режим самостоятельно.
Команда ТеДо помогает эффективно
573
компании участвует в режиме налогового мониторинга в 2024 году
>110
100%
компаний пользовались услугами компании «Технологии Доверия» при вступлении в налоговый мониторинг
компаний, которые выбрали ТеДо для вступления в налоговый мониторинг, успешно вступили в режим
реализовывать комплексные проекты по подготовке к вступлению в режим налогового мониторинга, а также оказывает высокопрофессиональную консультационную поддержку компаниям, желающим вступить в данный режим самостоятельно.
Команда ТеДо помогает эффективно
573
компании участвует в режиме налогового мониторинга в 2024 году
>110
100%
компаний пользовались услугами компании «Технологии Доверия» при вступлении в налоговый мониторинг
компаний, которые выбрали ТеДо для вступления в налоговый мониторинг, успешно вступили в режим
эффективно реализовывать комплексные проекты по подготовке к вступлению в режим налогового мониторинга, а также оказывает высокопрофессиональную консультационную поддержку компаниям, желающим вступить в данный режим самостоятельно.
Команда ТеДо помогает
573
компании участвует в режиме налогового мониторинга в 2024 году
>110
100%
компаний пользовались услугами компании «Технологии Доверия» при вступлении в налоговый мониторинг
компаний, которые выбрали ТеДо для вступления в налоговый мониторинг, успешно вступили в режим
Мы предоставляем услуги под ключ, 
вы получите готовый проект
Новости
Екатерина Рябова, партнер, руководитель налоговой практики и Марк Кулаков, менеджер по вопросам налогообложения ТеДо выступили на деловом завтраке «Налоговый мониторинг» CFO Russia.
24 июня мы приняли участие в летнем форуме «Налоговый мониторинг: на шаг ближе к цифровому будущему». Партнер и руководитель налоговой практики ТеДо Екатерина Рябова выступила вместе с начальником управления налогового администрирования и анализа налоговой эффективности ПАО «ГМК „Норильский никель“» Анной Гончаровой.
ВЕБИНАР
29 мая | 2024
Команда