Close

Форма обратной связи

Свяжитесь с нами

Уголовная ответственность по ряду новых налоговых составов

Предложены три инициативы:

  1. вывести «торговлю бумажным НДС» в отдельный вид уголовно наказуемых преступлений, нацеленных наказать организаторов схем по незаконному возмещению НДС из бюджета;
  2. сократить максимальный срок лишения свободы за совершение налоговых преступлений по ст. 199, 1991, 1992 УК РФ);
  3. увеличить размеры по налоговым и ряду других преступлений для определения наказания.
Суть
1. Торговля «бумажным НДС»
В марте 2022 года предлагалось дополнить УК статьей «Мошенничество в налоговой сфере» и наказывать за включение заведомо ложных сведений в налоговые декларации. Инициатива была отклонена ввиду слишком общих формулировок, не позволяющих наказать именно организаторов схем, которые сами не возмещают НДС, а лишь сбывают поддельные документы, помогая своим клиентам за вознаграждение возмещать из бюджета существенные суммы налога.

В декабре 2022 года законодатели вновь предложили ввести в УК новую статью, устанавливающую ответственность за «сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам или организациям либо сопряжены с извлечением дохода…». В начале января 2023 года инициатива была в целом одобрена Правительством, при условии уточнения отдельных норм документа.

Вероятно, предложенный текст еще будет существенно доработан. СМИ сообщают, что несмотря на необходимость внесения корректив, законопроект может быть рассмотрен Госдумой уже в эту сессию.

2. Сроки лишения свободы
Максимально возможный срок лишения свободы за совершение налоговых преступлений
(ст. 199, 1991, 1992 УК РФ) в особо крупном размере снижается с 7 до 5 лет.
Так как срок давности привлечения к ответственности зависит от срока наказания, то срок давности привлечения к ответственности по налоговым преступлениям такой категории сокращается с 10 до 6 лет (преступление переходит из категории тяжких в категорию средней тяжести).

Таким образом, срок исковой давности логично приближается к сроку хранения документов бухгалтерского и налогового учета – 5 лет.

Также в случае, если суммы недоимки, штрафов и пеней уплачены до момента возбуждения уголовного дела, предложено не возбуждать уголовное дело (по действующему законодаительству уголовное дело может быть возбуждено, но прекращается спустя какое-то время, если налоговое преступление совершается впервые). Также уголовное дело может быть прекращено путем оплаты задолженности после возбуждения дела в отношении лица, впервые совершившего подобное преступление.

3. Размеры преступлений
Предложено примерно в 1,5 раза увеличить размер по налоговым и ряду других преступлений. Так, особо крупный размер неуплаты налогов физлицом вырастет с 13,5 до 20 млн рублей за три года подряд. Для компаний, а также при неисполнении обязанностей налогового агента эта сумма увеличится с 45 до 65 млн рублей. Особо крупный размер неуплаты страховых взносов физлицами вырастет с 9 до 13 млн рублей, а для бизнеса - с 30 до 45 млн рублей за три года.
Суть
1. Торговля «бумажным НДС»
В марте 2022 года предлагалось дополнить УК статьей «Мошенничество в налоговой сфере» и наказывать за включение заведомо ложных сведений в налоговые декларации. Инициатива была отклонена ввиду слишком общих формулировок, не позволяющих наказать именно организаторов схем, которые сами не возмещают НДС, а лишь сбывают поддельные документы, помогая своим клиентам за вознаграждение возмещать из бюджета существенные суммы налога.

В декабре 2022 года законодатели вновь предложили ввести в УК новую статью, устанавливающую ответственность за «сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам или организациям либо сопряжены с извлечением дохода…». В начале января 2023 года инициатива была в целом одобрена Правительством, при условии уточнения отдельных норм документа.

Вероятно, предложенный текст еще будет существенно доработан. СМИ сообщают, что несмотря на необходимость внесения корректив, законопроект может быть рассмотрен Госдумой уже в эту сессию.

2. Сроки лишения свободы
Максимально возможный срок лишения свободы за совершение налоговых преступлений
(ст. 199, 1991, 1992 УК РФ) в особо крупном размере снижается с 7 до 5 лет.

Так как срок давности привлечения к ответственности зависит от срока наказания, то срок давности привлечения к ответственности по налоговым преступлениям такой категории сокращается с 10 до 6 лет (преступление переходит из категории тяжких в категорию средней тяжести).
Таким образом, срок исковой давности логично приближается к сроку хранения документов бухгалтерского и налогового учета – 5 лет.

Также в случае, если суммы недоимки, штрафов и пеней уплачены до момента возбуждения уголовного дела, предложено не возбуждать уголовное дело (по действующему законодаительству уголовное дело может быть возбуждено, но прекращается спустя какое-то время, если налоговое преступление совершается впервые). Также уголовное дело может быть прекращено путем оплаты задолженности после возбуждения дела в отношении лица, впервые совершившего подобное преступление.

3. Размеры преступлений
Предложено примерно в 1,5 раза увеличить размер по налоговым и ряду других преступлений. Так, особо крупный размер неуплаты налогов физлицом вырастет с 13,5 до 20 млн рублей за три года подряд. Для компаний, а также при неисполнении обязанностей налогового агента эта сумма увеличится с 45 до 65 млн рублей. Особо крупный размер неуплаты страховых взносов физлицами вырастет с 9 до 13 млн рублей, а для бизнеса - с 30 до 45 млн рублей за три года.