-->
Иконка обратной связи
МСФО
Июль 2025. Выпуск №7
Коротко о важном
МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие в
финансовой отчетности»: Определенные руководством показатели результатов деятельности (‘management defined performance measures’)
МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности» (‘Presentation and Disclosure in Financial Statements’) был выпущен в апреле 2024 г. и вступает в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 года или после
этой даты, с возможностью досрочного применения. МСФО (IFRS) 18 заменит ныне действующий стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Целью МСФО (IFRS) 18 является улучшение представления информации в финансовой отчетности.
Введение
Одним из существенных изменений в требованиях к раскрытию информации в финансовой отчетности в новом стандарте является требование раскрытия определенных руководством показателей результатов деятельности (‘management defined performance measures’ – ‘MDPM’).

Многие компании в настоящее время представляют так называемые альтернативные показатели результатов деятельности (Alternative performance measures/non-GAAP measures) в финансовой отчетности или других внешних отчетах. Примерами таких показателей являются скорректированный показатель (adjusted) EBITDA, скорректированный показатель операционной прибыли и т.п.

До выхода МСФО (IFRS) 18 МСФО не содержали определения таких показателей, руководства в отношении методики их расчета, а также требований по раскрытию в финансовой отчетности. Руководство об альтернативных показателях результатов деятельности, как правило, предоставляется регулирующими органами юрисдикции или региона, например, регулятором европейского рынка ценных бумаг – European Securities and Markets Authority (ESMA). МСФО (IFRS) 18 вводит определение MDPM и устанавливает требования по раскрытию информации о них. Данные требования призваны повысить прозрачность и улучшить понимание взаимосвязи с показателями, предусмотренными МСФО.
Определение MDPM
Под определенными руководством показателями результатов деятельности компании понимают промежуточные итоги доходов и расходов, которые (МСФО (IFRS) 18.117):
  • не определены в МСФО,
  • используются компанией в публичных коммуникациях вне финансовой отчетности,
  • представляют точку зрения руководства на какой-либо аспект финансовых результатов компании в целом.
Таким образом, не все показатели деятельности, используемые компаниями в публичных коммуникациях вне финансовой отчетности, будут отвечать определению MDPM с точки зрения IFRS 18.

Промежуточные итоги доходов и расходов

Прежде всего, такие показатели должны представлять собой промежуточные итоги доходов и расходов, которые не определены в МСФО. Примерами определенных в МСФО промежуточных итогов являются валовая прибыль, операционная прибыль и др. Перечень промежуточных итогов, которые не являются MDPM, представлен в п. 118 МСФО (IFRS) 18.

В вышеупомянутый перечень промежуточных итогов включен показатель «Операционная прибыль до амортизации и определенных сумм обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36» («operating profit before depreciation, amortisation and specified impairments with in the scope of IAS 36 – OPDAI) Таким образом, если компания использует промежуточный итог OPDAI в публичных коммуникациях, раскрытие данного показателя в качестве MDPM будет некорректным с точки зрения МСФО (IFRS 18). Как правило, показатель EBITDA не рассчитывается так, как показатель
OPDAI. Если организация в публичных коммуникациях использует показатель EBITDA или скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), то такой показатель будет являться определенным руководством показателем результатов деятельности, и потребуется его раскрытие и соответствующие пояснения в соответствии с руководством МСФО (IFRS) 18.

Публичные коммуникации

С точки зрения МСФО (IFRS) 18 к публичным коммуникациям относятся коммуникации в пресс релизах, презентациях для инвесторов, комментариях руководства и т.д., но не относятся, например, посты в социальных сетях и устные коммуникации руководства (МСФО (IFRS) 18.B119), к которым, соответственно, не будут применяться требования раскрытия информации о MDPM.

Точка зрения руководства на какой-либо аспект финансовых результатов компании в целом

Следует обратить внимание на то, что МСФО (IFRS) 18 предполагает применение опровержимого допущения, что промежуточные итоги доходов и расходов, используемые в публичных коммуникациях, представляют точку зрения руководства на какой-либо аспект финансовых результатов компании в целом (МСФО (IFRS) 18.119).

Стандарт разрешает организации опровергнуть данное допущение, но только в том случае, если у нее имеется обоснованная и подтверждаемая информация, демонстрирующая основу для такого опровержения (МСФО (IFRS) 18.120, B124-B131). То есть, организация должна продемонстрировать, что она использует промежуточный итог в своих публичных сообщениях по причине, отличной от представления точки зрения руководства о каком-либо аспекте финансовых результатов организации в целом. Например, руководство организации не использует данный показатель внутри компании для оценки или мониторинга финансовых результатов деятельности организации, и не выделяет его особым образом в своих публичных коммуникациях (МСФО (IFRS) 18.B125-126).

Примерами наличия у организации обоснованной и подтверждаемой причины для публичного раскрытия промежуточного итога, отличной от представления точки зрения руководства на какой-либо аспект финансовых результатов, могут быть ситуации, когда промежуточный итог:
  • раскрывается в связи с требованиями законодательства,
  • относится к финансовой отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами, отличными от МСФО (например, РСБУ),
  • был включен в публичную коммуникацию по запросу третьей стороны,
  • используется с целью сообщения пользователям информации, не связанной с финансовыми результатами деятельности.
Использование руководством промежуточного итога для оценки или мониторинга аспекта финансовых результатов организации в целом может демонстрировать, что промежуточный итог
сообщает точку зрения руководства на аспект финансовых результатов организации в целом. Однако, если руководство использует промежуточный итог внутри организации, но не в публичных коммуникациях, такой промежуточный итог не соответствует определению MDPM (МСФО (IFRS) 18. В127-В128).
Ниже схематично представлен подход к определению MDPM:
Раскрытие информации о MDPM
Цель предусмотренных МСФО (IFRS) 18 требований раскрытия информации о MDPM – помочь пользователям понять аспект финансовых результатов, который, по мнению руководства, сообщается с помощью данного показателя, и как этот показатель соотносится с показателями, определенными МСФО.

Требования к раскрытию

Организация должна, в том числе, раскрывать следующую информацию о MDPM (МСФО (IFRS) 18.122-123):

  • Сверки к наиболее непосредственно сопоставимому промежуточному итогу (итогу), определенному в МСФО (например, сверка «Adjusted EBITDA» с «операционной прибылью», включая объяснение корректировок). В рамках сверки необходимо отдельно раскрывать налоговый эффект и эффект на неконтролирующую долю участия,
  • Объяснение расчета MDPM и почему этот показатель дает полезную информацию о результатах деятельности организации,
  • Заявление о том, что MDPM представляют собой точку зрения руководства на тот или иной аспект финансовых результатов компании в целом, и что он может быть несопоставим с аналогичными показателями других организаций,
  • Объяснение изменений в расчете MDPM, прекращения раскрытия MDPM, раскрытия новых MDPM и их причины (включая пересчет сравнительных данных).

Важно отметить, что информация о MDPM должна быть объединена в одном примечании. Если организация также раскрывает в этом примечании иную информацию (например, если организация применяет МСФО (IFRS) 8, и информация об отчетных сегментах содержит показатель MDPM, например, adjusted EBITDA), информация о нем в этом примечании должна быть помечена таким образом, чтобы можно было четко отличить информацию о MDPM, требуемую МСФО (IFRS) 18, от прочей информации.

Кроме того, МСФО (IFRS) 18 требует, чтобы организация маркировала и описывала MDPM ясным и понятным образом, который не вводит пользователей в заблуждение (МСФО (IFRS) 18.123, В134-В135).

Налоговый эффект

Организация обязана раскрывать налоговый эффект по каждой статье, раскрытой в сверке между MDPM и наиболее непосредственно сопоставимым промежуточным итогом (итогом), определенным в МСФО. Для целей данного раскрытия она должна определить налоговый эффект в соответствии с требованиями, приведенными в МСФО (IFRS) 18 (МСФО (IFRS) 18.В141).

Определить налоговый эффект организация должна на основе:
  • ставки налога на прибыль, применимой в соответствующей юрисдикции(ях) – например, в Российской Федерации,
  • разумного пропорционального распределения текущего и отложенного налога организации в соответствующей налоговой юрисдикции(ях), или
  • другого метода, который обеспечивает более подходящее распределение в конкретных обстоятельствах.
Если организация использует более одного метода для расчета налогового эффекта для статей сверки, она должна раскрыть, как она определила налоговые последствия для каждой статьи (МСФО (IFRS) 18.В142).

Сверка к наиболее непосредственно сопоставимому промежуточному итогу (итогу),
определенному в МСФО

Организация должна раскрыть сверку MDPM к наиболее непосредственно сопоставимому промежуточному итогу, указанному в пункте 118 МСФО (IFRS) 18, или к итогу или промежуточному итогу, который должен быть представлен или раскрыт в соответствии с требованиями МСФО. Например, если организация раскрывает в своей финансовой отчетности MDPM «Скорректированная операционная прибыль или убыток», она должна предоставить его сверку к показателю «Операционная прибыль или убыток». При агрегировании или дезагрегировании раскрываемых в сверке статей организация должна применять общие требования к агрегированию и дезагрегированию информации, содержащиеся в пунктах 41-43 МСФО (IFRS) 18.

При этом МСФО (IFRS) 18 разрешает предоставлять сверку MDPM и с промежуточным итогом (итогом), который не представлен в отчете о прибыли или убытке (ОПУ). В этом случае организации необходимо предоставить сверку такого промежуточного итога (итога) к наиболее непосредственно сопоставимому промежуточному итогу (итогу), который представлен в ОПУ. Однако в этом случае раскрытие сверки налогового эффекта и эффекта на неконтролирующую долю участия не требуется.
Ниже приведена иллюстрация применения требований МСФО (IFRS) 18 в отношении сверки, включая налоговые эффекты, для OPDAI и MDPM «Скорректированный показатель EBITDA».
Последствия применения новых требований к раскрытию информации о MDPM
Требования к раскрытию информации в отношении MDPM в МСФО (IFRS) 18 в целом соответствуют текущим требованиям иностранных регуляторов (например, ESMA) к представлению и раскрытию информации в отношении альтернативных показателей результатов деятельности, и многие российские публичные компании исторически раскрывают большую часть вышеуказанной информацию в отношении таких показателей, как adjusted EBITDA, в своей финансовой отчетности по МСФО.

Вместе с тем, новые требования МСФО (IFRS) 18 в отношения раскрытия MDPM для многих организаций могут стать существенным изменением, которое потребует определенной подготовки, в том числе разработки новых систем, процессов и средств контроля и сбора информации, а также обучения сотрудников организации. Но даже для тех компаний, которые уже раскрывали показатели, не определенные в МСФО, в отношении MDPM МСФО (IFRS) 18 предусмотрел новые элементы раскрытия (такие как налоговый эффект и влияние на неконтролирующую долю участия), которые потребуют от всех компаний донастройки своих учетных процессов. Кроме того, требование раскрывать MDPM в финансовой отчетности может также быть основанием для заблаговременной коммуникации с заинтересованными пользователями (общественностью и инвесторами), чтобы убедиться, что они осведомлены о последствиях применения требований МСФО (IFRS) 18 для организаций.