-->
Иконка обратной связи
МСФО
Февраль 2024. Выпуск №2
Коротко о важном
Предварительное решение КРМФО в отношении раскрытия выручки и расходов по отчетным сегментам
Комитет по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО / IFRIC®) получил запрос в отношении того, как организации следует применять требования, содержащиеся в пункте 23 МСФО* (IFRS) 8, для раскрытия информации в разрезе каждого отчетного сегмента по определенным статьям, включенным в показатель прибыли или убытка сегмента. В запросе содержались следующие вопросы:
  • должна ли организация по каждому отчетному сегменту раскрывать суммы по статьям, указанным в п. 23(a)-(i) МСФО (IFRS) 8, если эти статьи отдельно не анализируются руководством, принимающим операционные решения;
  • должна ли организация при выполнении требования п. 23(f) МСФО (IFRS) 8 раскрывать в разрезе каждого отчетного сегмента суммы статей доходов и расходов, если при представлении/раскрытии информации по данным статьям в финансовой отчетности организация руководствовалась применимыми требованиями МСФО, отличными от п. 97 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; и
  • как организация определяет «существенные статьи», указанные в п. 23(f) МСФО (IFRS) 8. В частности: (1) представляют ли собой «существенные статьи» только те статьи, которые являются существенными на качественной основе; (2) включают ли «существенные статьи» суммы, которые объединяют индивидуально количественно несущественные статьи; и (3) выполняется ли оценка существенности на уровне отчета о прибыли или убытке (с точки зрения организации в целом) или на уровне сегмента.

Согласно п. 23 МСФО (IFRS) 8, организация должна представлять показатель прибыли или убытка по каждому отчетному сегменту и раскрывать информацию по определенным статьям каждого отчетного сегмента. КРМФО отметил, что п. 23 МСФО (IFRS) 8 требует от организации раскрывать информацию по определенным статьям каждого отчетного сегмента только в тех случаях, когда эти статьи включены в показатель прибыли или убытка сегмента, анализируемый руководством, принимающим операционные решения, или когда они регулярно предоставляются руководству, принимающему операционные решения, даже если они не включаются в состав прибыли или убытка сегмента.

В 23(f) МСФО (IFRS) 8 указана одна из обязательных статей для раскрытия, а именно, «существенные статьи доходов и расходов, раскрываемых в соответствии с п. 97 МСФО (IAS) 1». П. 97 МСФО (IAS) 1 говорит о том, что «в случае существенности тех или иных статей доходов или расходов организация должна отдельно раскрывать информацию об их характере и величине». В п. 7 МСФО (IAS) 1 дано определение существенности и указано, что «информация является существенной, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения основных пользователей финансовой отчетности общего назначения, принимаемые на основе данной финансовой отчетности…». Существенность зависит от характера или количественной значимости информации либо от того и другого, и определяется в контексте финансовой отчетности в целом.

КРМФО отметил, что в тех случаях, когда в МСФО (IAS) 1 говорится о существенности, то речь идет о существенности информации. Организация применяет суждение при рассмотрении вопроса о том, можно ли обоснованно ожидать, что раскрытие или нераскрытие информации в финансовой отчетности повлияет на решения, принимаемые ее пользователями. КРМФО отметил, что при применении п. 23(f) МСФО (IFRS) 8, организация:
  • применяет п. 7 МСФО (IAS) 1 и оценивает, является ли раскрытие информации существенным в контексте финансовой отчетности в целом;
  • применяет требования, содержащиеся в пп. 30−31 МСФО (IAS) 1, рассматривая вопрос об агрегировании информации в финансовой отчетности;
  • учитывает и качественные, и количественные факторы в отношении характера или объема информации, либо того и другого, при оценке существенности конкретной статьи доходов или расходов; и
  • рассматривает вопрос о раскрытии информации по статье доходов или расходов без учета того, представлена ли или раскрыта ли такая статья по п. 97 МСФО (IAS) 1 или в соответствии с другими требованиями МСФО.
КРМФО пришел к выводу, что принципы и требования, содержащиеся в МСФО, дают достаточное основание для применения требований к раскрытию информации, содержащихся в п. 23 МСФО (IFRS), и принял предварительное решение не включать проект по данной теме в рабочий план по разработке международных стандартов финансовой отчетности.

*Под МСФО здесь и далее понимаются IFRS® Аccounting Standards.