Close

Форма обратной связи

Свяжитесь с нами

Законопроекты о смягчении уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений и повышении порогов для квалификации налоговых преступлений

Суть законопроекта
  • Согласно мартовским поправкам поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199 УК РФ, смогут служить только материалы, которые направлены в следственный комитет налоговыми органами. Проще говоря, можно будет возбудить уголовное дело только по материалам налоговых органов, а не заявлений конкурентов и прочих «недоброжелателей». Но сотрудники МВД по-прежнему могут участвовать в налоговых проверках. Закон принят и вступил в силу 9 марта 2022.

Законодательные инициативы

  • Подготовлены два законопроекта, которые находятся на различных этапах общественных обсуждений.

  • Первый предполагает сокращение максимального срока лишения свободы за совершение налоговых преступлений в особо крупном размере с 7 до 5 лет. Так как срок давности привлечения к ответственности зависит от срока наказания, то срок давности привлечения к ответственности по налоговым преступлениям такой категории сокращается с 10 до 6 лет (преступление переходит из категории тяжких в категорию средней тяжести). Таким образом, срок исковой давности логично приближается к сроку хранения документов бухгалтерского и налогового учета – 5 лет.

  • Также важное нововведение данного проекта – это невозбуждение уголовного дела в случае уплаты суммы недоимки, штрафа и пеней. Сейчас при уплате уголовное дело может быть возбуждено, но прекращается через какое-то время. Такой порядок не является эффективным и довольно обременителен для налогоплательщиков.

  • Законопроект не адресует несколько важных вопросов: (1) распространение новых правил на случаи, которые квалифицируются УК РФ как мошенничество, например, возмещение суммы налога из бюджета. В марте был инициирован соответствующий законопроект, но он был отклонен профильным комитетом Думы. (2) Применение аналогичного освобождения от уголовной ответственности в отношении неуплаты таможенных пошлин.

  • Второй законопроект предлагает примерно в 1,5 раза увеличить размер по налоговым и ряду других преступлений. Так, особо крупный размер неуплаты налогов физлицом вырастет с 13,5 до 20 млн рублей за три года подряд. Для компаний, а также при неисполнении обязанностей налогового агента эта сумма увеличится с 45 до 65 млн рублей. Особо крупный размер неуплаты страховых взносов физлицами вырастет с 9 до 13 млн рублей, а для бизнеса - с 30 до 45 млн рублей за три года.

  • Кроме того, обсуждаются планы дополнить УК отдельной статьей за организацию схем по незаконному возмещению НДС. Сейчас к налогоплательщикам, возмещающим «бумажный» НДС, применяют статью 159 УК «Мошенничество» (суммовые пороги в ней тоже повысят в полтора раза). Однако данная статья не учитывает нюансы именно этого вида преступлений. Например, она не нацелена на наказание организаторов «схемы», которые сами не предъявляют НДС к возмещению, но создают условия для этого – организуют «бумажные» компании, готовят фиктивные документы и отчетность. Данные организаторы могут привлекаться как соучастники преступления по 159 статье, но следственные органы сталкиваются со сложностями в доказывании соучастия в каждом конкретном случае, для чего и предлагают выделить такую противоправную деятельность в отдельный вид преступления.
Суть законопроекта
Ссылки на карточки законопроектов
Текущий статус
Суть законопроекта
  • Согласно мартовским поправкам поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199 УК РФ, смогут служить только материалы, которые направлены в следственный комитет налоговыми органами. Проще говоря, можно будет возбудить уголовное дело только по материалам налоговых органов, а не заявлений конкурентов и прочих «недоброжелателей». Но сотрудники МВД по-прежнему могут участвовать в налоговых проверках. Закон принят и вступил в силу 9 марта 2022.

Законодательные инициативы

  • Подготовлены два законопроекта, которые находятся на различных этапах общественных обсуждений.

  • Первый предполагает сокращение максимального срока лишения свободы за совершение налоговых преступлений в особо крупном размере с 7 до 5 лет. Так как срок давности привлечения к ответственности зависит от срока наказания, то срок давности привлечения к ответственности по налоговым преступлениям такой категории сокращается с 10 до 6 лет (преступление переходит из категории тяжких в категорию средней тяжести). Таким образом, срок исковой давности логично приближается к сроку хранения документов бухгалтерского и налогового учета – 5 лет.

  • Также важное нововведение данного проекта – это невозбуждение уголовного дела в случае уплаты суммы недоимки, штрафа и пеней. Сейчас при уплате уголовное дело может быть возбуждено, но прекращается через какое-то время. Такой порядок не является эффективным и довольно обременителен для налогоплательщиков.

  • Законопроект не адресует несколько важных вопросов: (1) распространение новых правил на случаи, которые квалифицируются УК РФ как мошенничество, например, возмещение суммы налога из бюджета. В марте был инициирован соответствующий законопроект, но он был отклонен профильным комитетом Думы. (2) Применение аналогичного освобождения от уголовной ответственности в отношении неуплаты таможенных пошлин.

  • Второй законопроект предлагает примерно в 1,5 раза увеличить размер по налоговым и ряду других преступлений. Так, особо крупный размер неуплаты налогов физлицом вырастет с 13,5 до 20 млн рублей за три года подряд. Для компаний, а также при неисполнении обязанностей налогового агента эта сумма увеличится с 45 до 65 млн рублей. Особо крупный размер неуплаты страховых взносов физлицами вырастет с 9 до 13 млн рублей, а для бизнеса - с 30 до 45 млн рублей за три года.

  • Кроме того, обсуждаются планы дополнить УК отдельной статьей за организацию схем по незаконному возмещению НДС. Сейчас к налогоплательщикам, возмещающим «бумажный» НДС, применяют статью 159 УК «Мошенничество» (суммовые пороги в ней тоже повысят в полтора раза). Однако данная статья не учитывает нюансы именно этого вида преступлений. Например, она не нацелена на наказание организаторов «схемы», которые сами не предъявляют НДС к возмещению, но создают условия для этого – организуют «бумажные» компании, готовят фиктивные документы и отчетность. Данные организаторы могут привлекаться как соучастники преступления по 159 статье, но следственные органы сталкиваются со сложностями в доказывании соучастия в каждом конкретном случае, для чего и предлагают выделить такую противоправную деятельность в отдельный вид преступления.
Ссылки на карточки законопроектов
Текущий статус
Завершились общественные обсуждения
Основные изменения представлены на слайдах
1
2
3
4
5
6
7
8
Ссылки на карточки законопроектов
Текущий статус

Завершились общественные обсуждения

Хронология рассмотрения законопроектов
О смягчении ответственности:
1
Июнь 2022 года
Законопроект представлен на общественные обсуждения
2


3


Об увеличении порогов:
1
Август 2022 года
Законопроект представлен на общественные обсуждения
2


3