Методологические вопросы
Как возникают методологические вопросы? Дискуссионные налоговые вопросы могут возникать либо в тех случаях, когда не до конца понятно, как или какие формулировки законодательства применить, либо в тех случаях, когда исходя из описания хозяйственной операции (обычно в документах) может быть разное прочтение того, в чем был смысл и характер операции. При этом у средних и крупных компаний могут быть сложные операции или передовые практики ведения бизнеса. Формулировки законодательства, в принципе, не могут быть такими, чтобы они четко покрыли все возможные ситуации, а тем более новые. И это в тех случаях, когда формулировки «качественные», а порой формулировки могут быть и не идеальными. Так что при применении положений законодательства к конкретным хозяйственным операциям часто есть о чем подуматьи требуется суждение. Что касается описания сделок в документах, то участникам сделки может быть все понятно и достаточно, а у проверяющих, которые смотрят на это «свежим взглядом», может сложиться свое понимание или недопонимание.
К каким методологическим вопросам надо готовиться?
Я думаю, что надо готовиться к любым вопросам и всем налогоплательщикам. У разных налогоплательщиков своя специфика и свои материальные вопросы. В условиях, когда контролирующая система приняла мобилизационную задачу, «результат-ориентированный подход» в деятельности системы, вероятно, в определенной степени повлияет на подход к осуществлению налогового контроля. В целом мое мнение как раз заключается в том, что налогоплательщикам целесообразно повысить или актуализировать свой общий уровень подготовленности к налоговому контролю, а не исходить из того, что будут какие-то очерченные области проверок. Нет смысла в данном тексте делать работу налоговых органов и излагать свои мысли о том, какие конкретные темы могут массово проверяться в следующем году. Вдумчивые налогоплательщики осознают свою карту потенциальных рисков, и такие вопросы у нас принято обсуждать в первую очередь с доверенными экспертами, а не в публичном пространстве. Остановимся на тех темах, которые отмечают сами налоговые органы. (При этом повторюсь, что при контроле, скорее всего, темы могут возникать любые).
Министр финансов в Думе лишь отметил, что «в основном» это будут косвенные налоги, а неназванные представители ФНС (не вполне понятно, кто именно, и насколько это достоверно) сообщили прессе некоторые направления.
В основном заявлены темы, которые требуют от налоговых органов навыков обнаружения и сбора доказательной фактологической базы:
- импорт алкоголя и табака из стран ЕАЭС
Предпосылки для перетока подакцизных товаров из соседних стран присутствуют. Дифференциал в акцизной нагрузке со странами ЕАЭС увеличился после недавнего повышения акцизов в России. Какой это объем в принципе, сколько выявят товаров в России без российских акцизных марок, и сколько довзыщут налогов, предстоит наблюдать.
- нелегальное производство крепкого алкоголя из неучтенного спирта
Это хуже, чем самое грубое дробление. Желаем успехов налоговым органам.
- фирмы-однодневки, не уплачивающие НДС в бюджет в силу банкротства
Размер этой проблемы находится в рамках 0,9% НДС разрывов, и эта проблема не касается добросовестных налогоплательщиков (кроме обычных хлопот по доказыванию). Вероятно, заявленная повторно в основных направлениях налоговой политики инициатива о предварительных обеспечительных мерах связана с работой налоговых органов над этой проблематикой.
- Схемы трансфертного ценообразования и начисления расходов по фиктивным услугам для занижения прибыли и вывода ее за рубеж.
А вот это выглядит как «интеллектуальная» задача, а не розыскная. Постановка вопроса не очень удивляет в текущих обстоятельствах. С учетом потребностей бюджета и общей обстановки контролирующие органы уж точно видят смысл в том, чтобы проверить, что при платежах за рубеж не происходит необоснованный переток налоговой базы в другие страны. Отметим, что в этих вопросах, безусловно, будет место различным суждениям и рассмотрению большого количества документов. Добавляет красок то, что идут обсуждения об изменении законодательства для ужесточения правил трансфертного налогообложения и повышения штрафов.
- Таможенные риски
Рассмотрение таможенных вопросов контролирующими органами на практике сопровождается с несколько более высоким уровнем стресса для участников ВЭД и штрафы здесь не по Налоговому кодексу, а по КоАП до 200%. Интуитивно представляется, что из общего задания на 500 млрд. руб. таможенным органам «распишут» порядка 100 млрд. руб.
ФНС отмечает, что она будет работать над случаями «прерванного транзита». Речь идет о ситуациях, когда заявляется, что товары пройдут транзитом через Россию и будут доставлены в другие страны ЕАЭС, но при этом товары пропадают где-то в ходе транспортировки и всплывают на российском рынке без российских налогов. Вероятно, в рамках противодействия таким ситуациям фискальные органы могут иметь вопросы к тем российским налогоплательщикам, у которых имеются импортные товары и нет какого-либо подтверждения, что они были законно ввезены в Россию с уплатой всех таможенных платежей. Момент на заметку налогоплательщикам.
От себя добавлю, что исходя из наблюдаемой правоприменительной практики, одной из материальных тем 2024 года может стать включение дивидендов в таможенную стоимость импортных товаров. Сюжет с включением лицензионных платежей постепенно исчерпывает себя. На основе решений Верховного суда указавшего, что при сделках между взаимозависимыми лицами стороны могут иметь возможность манипулировать ценами и любые платежи за рубеж могут быть связаны с импортом товаров, практически по любым внутригрупповым платежам можно поднять вопрос об их включении в таможенную стоимость товаров. В практике таможенных проверок сейчас нарождается тренд на включение дивидендов, и проверить можно те периоды, когда дивиденды было намного проще заплатить.
Нельзя не отметить и недавно введенные экспортные пошлины. Возникновение этого нового объекта контроля таможенных органов, наверняка, приведет к рассмотрению вопроса, а не занижена ли стоимость экспортируемых товаров. Многие годы целая система взглядов и практик формировалась в отношении определении таможенной стоимости при импорте. Импортеры понимают, что все намного сложнее, чем просто указать в декларации контрактную стоимость товара. Возможно, в 2024 году экспортерaм придется участвовать в формировании практики по этому вопросу.