Close

Форма обратной связи

Свяжитесь с нами

СВЕРХНОВА

Результаты функционального исследования по закупкам
Ключевые тренды функции закупок

СВЕРХНОВА

Результаты функционального исследования по закупкам
Ключевые тренды функции закупок

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

После ухода с российского рынка ведущих аналитических компаний возникла острая необходимость восполнить дефицит объективной аналитики. Мы столкнулись с вопросом: как получить достоверную картину текущих проблем и трендов на нашем рынке?

Закупочная практика TeДо взяла инициативу в свои руки и провела собственное исследование, целью которого было выявить актуальные вызовы и лучшие практики в сфере развития функций закупок. Мы привлекли ведущих экспертов и директоров по закупкам ключевых компаний для создания объективной картины.

Результаты этого исследования включают ключевые тренды и стратегии, которые могут стать основой для повышения эффективности и устойчивости закупочных процессов. Наш анализ может помочь компаниям оптимизировать свои процессы закупок и адаптироваться к новым условиям рынка. Данное исследование — это первый шаг на пути к трансформации всей отрасли.

Мы искренне благодарим всех участников исследования за поддержку и предоставленную информацию. Отдельно хотим отметить, что многие участники были вынуждены сохранить анонимность в силу сложившихся внешних обстоятельств.
Ваш вклад оказался неоценимым для формирования достоверного и объективного анализа текущего состояния функций закупок.
Как компании из всех отраслей оценивают зрелость процессов закупочной функции
Вопрос: Какие процессы являются наиболее зрелыми?
Количество компаний-респондентов: > 50
Источник: Исследование ТеДо
Компании признают важность автоматизации закупочных процессов для устранения сбоев, связанных с человеческим фактором, особенно на стыках взаимодействия фронт-, мидл- и бэк-офисов.

Развитие сотрудников остаётся ключевым приоритетом, поскольку даже самые продвинутые технологии не заменят «естественный интеллект» в обеспечении эффективности закупок
Компании строительной отрасли оценивают общую зрелость процессов ниже среднего, что коррелирует с оценкой компаний из других отраслей
Вопрос: Какие процессы являются наиболее зрелыми?
Количество компаний-респондентов: > 50
Источник: Исследование ТеДо
В условиях меняющегося рынка строительные компании сталкиваются с серьезными трудностями в планировании и управлении цепочками поставок. Часто отсутствующие технические решения и необходимость ранней проработки рынка на стадии планирования играют здесь ключевую роль.

Повышение качества данных, включая работу с НСИ и интеграцию справочников, позволяет повысить точность планирования и контроля. У строительных компаний слабо развиты инструменты категорийного управления и контроля запасов — невозможно эффективно управлять запасами без нормализованных данных.

Кроме того, низкое качество планирования ведет к их росту. Как следствие, компании сосредотачиваются на цифровизации стандартных процессов для улучшения управления закупками, вместо того чтобы сначала нормализовать данные. Это затрудняет внедрение продвинутых технологий и ограничивает дальнейшее развитие системы управления.
В компаниях транспортной отрасли зрелость процессов приходится на категорийное управление, закупки и поставки
Вопрос: Какие процессы являются наиболее зрелыми?
Количество компаний-респондентов: > 50
Источник: Исследование ТеДо
Компании транспортной отрасли демонстрируют высокий уровень зрелости в таких процессах, как категорийное управление, заключение договоров и отслеживание исполнения договоров, что указывает на хорошую организацию стандартных процедур закупок и эффективное управление договорной деятельностью.

Однако процессы, связанные с планированием, управлением запасами и квалификацией поставщиков, оцениваются как менее зрелые, что свидетельствует о необходимости их оптимизации. Это особенно актуально с учетом ключевых вызовов, озвученных респондентами
В компаниях нефтегазовой отрасли уровень зрелости закупочных процессов совпадает с уровнем зрелости по компаниям из всех отраслей
Вопрос: Какие процессы являются наиболее зрелыми?
Количество компаний-респондентов: > 50
Источник: Исследование ТеДо
В условиях усложнившихся цепочек поставок всё большую роль играет кросс-функциональное взаимодействие, для чего нефтегазовые компании переходят на модель «Проектной организации функции закупок» с закреплением закупщиков за конкретными проектными командами.
С уходом SAP большинство нефтегазовых компаний думают или уже начали переход на альтернативное ПО, «догоняя самих себя из прошлого» и выстраивая процессы в новых системах с «нуля».
Как следствие, нефтегазовые компании активно перерабатывают НСИ, фокусируясь на проработке справочника аналогов, а также формировании вендор-листов. Кроме этого, более зрелые компании уже задумываются над стандартизацией работ и услуг и систематизации данного справочника для нужд планирования

По итогам исследования мы выделили пять ключевых трендов развития функции закупок

73% опрошенных уже выстроили «эффективную» функцию закупок (89% настроили внутренние процессы), однако почти 80% опрошенных отмечают проблемы при работе со смежными функциями с учетом динамично меняющейся ситуации на рынке

Изменения внешней среды и внутренние вызовы требуют от функции закупок

повышения кросс-функционального взаимодействия

Несмотря на то, что 73% компаний уже выстроили эффективную функцию закупок, большинство сталкивается с трудностями
при взаимодействии со смежными функциями.

Эффективное кросс-функциональное взаимодействие позволит повысить точность планирования, оптимизировать процессы и улучшить качество принятых решений, что в свою очередь приведет к более эффективному управлению ресурсами и временем.
5 ключевых смежных интерфейсов для функции закупок
  • Функция планирования и бюджетирования
    В лучших практиках закупки привлекаются на ранних стадиях планирования для сбора рыночных индикативов и уточнения сроков поставок для раннего бюджетирования и уменьшения расхождения плановых и фактических закупочных цен
  • Функция ИТ и НСИ
    Один из наблюдаемых трендов — это консолидация ведения ключевых НСИ внутри функции закупок (номенклатура, работы и услуги) с выстраиванием ключевых аналитик, что позволяет эффективно создавать цифровую аналитику функции
  • Функция управления цепями поставок и логистики
    Высокая турбулентность и неопределенность внешней среды ведет к «затовариванию» складов и неопределенности в части статуса поставок.
    Игроки с наиболее зрелыми процессами выстраивают внутри функции закупок процессы «экспедайтинга» и отслеживания поставок, а также включают/настраивают тесную взаимосвязь с процессами контроля запасов
  • Функции инжиниринга/ производство
    В лучших практиках производство/тех. экспертиза совместно с закупщиками разрабатывают технические политики и вендор-листы, что ускоряет процедуры закупки и контроль аналогов/ управления запасами.
  • Внешние контрагенты
    Неопределенность внешней среды стимулирует компании развивать цифровые и процессные интерфейсы для тесного взаимодействия с внешними контрагентами, начиная от Цифровых порталов для обмена всей информацией о поставках и оказанных услугах и заканчивая разработкой открытых API для создания сквозного инфо-обмена с контрагентами
75% опрошенных выделяют планирование потребности как ключевое условие повышения эффективности функции закупок, отмечая высокую зависимость точности планирования и обеспеченности производства. Этот тренд становится еще более важным с учетом того, что эффективность категорийного управления снижается, и, как следствие, требуется переосмысление подходов

Планирование потребности: ключевые вызовы и барьеры

Большинство опрошенных отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы:

  • Плохое планирование и низкое качество описания технических требований
  • Финансовое планирование не всегда успевает за изменениями рынка
  • Качество планирования мешает качественной консолидации потребности
  • Важно усовершенствовать процесс автоматизации в планировании: для успешного освоения нового периода следует тщательно анализировать предыдущие результаты, учитывая кросс-функциональное взаимодействие, и слышать потребности заказчиков
Функции, не требующие развития
На данный момент у большинства компаний уже нет проблем с типовыми, рутинными процессами.
Выше всего оценивают 3 из них:
% не суммируются между собой
Функции, требующие развития
На данный момент у большинства компаний в фокусе для развития остаются трудоемкие процессы.
Больше всего развития требует:
% не суммируются между собой

Без выстроенного планирования потребности компании не могут эффективно использовать продвинутые закупочные инструменты

Рыночные инсайты:

У компаний, имеющих высокую зрелость функции планирования:

  • Более налаженный процесс «управления эффективностью деятельности поставщиков
  • Среди опрошенных 15% респондентов отметили, что получают более 15% экономии от категорийного менеджмента

У компаний, имеющих более низкую зрелость планирования:

  • 60% отметили, что эффект от категорийного менеджмента сводится к нулю
  • По результатам анкетирования у 80% респондентов из данной категории в приоритете – развитие функции управления поставщиками

Один из продвинутых инструментов — это кластерные стратегии: адаптация категорийных стратегий к новым условиям через кластеризацию

Мнение рынка и ТеДо:

Компании в последнее время пересматривают подход к разработке категорийных стратегий из-за изменений во внешней среде. Эти изменения касаются не только специфики отдельных категорий, таких как импортозамещение или технические аспекты, но также и схожих проблем, влияющих на всю структуру закупок.

В ответ на эти изменения TeДо пересмотрело свой подход и разработало новый продукт, ориентированный на объединение категорий на более высоком уровне управления — в кластеры. Такой подход позволяет лучше учитывать общие факторы влияния и эффективно реагировать на внешние изменения.

Эту идею поддерживает и бизнес: некоторые компании уже убедились в эффективности кластерного подхода, который помогает оптимизировать процессы и адаптироваться к текущим вызовам рынка.

Один из участников исследования отметил, что в следствие изменения цепочек поставок и портфеля поставщиков, категорийные стратегии перестают работать и внедряется новая методология на основе управления кластерами – ожидается сильное повышение управляемости затрат

68% участников исследования отмечают глубокий кризис, связанный с замещением поставщиков и поиском аналогов. Победили те, кто стал раньше формировать глубокую аналитику потребности и прорабатывать аналоги. Лидеры рынка уже открывают R&D-центры в Китае и Индии для проработки рынка с локальными поставщиками

Как в эпоху импортозамещения развиваются локализация и работа с новыми рынками


По результатам опроса, более чем у 50% респондентов 70% закупок приходится на внешний рынок, из которых 75% составляют поставки из Китая, Индии и Восточной Азии

«Работа с аналогами — не цель, а процесс…»

После 2022 года все компании активно перешли в проработку локального рынка Китая — работа с местными поставщиками, развитие производства, открытие R&D-центров… Но в 2023 году стало понятно, что Китай — это тоже не панацея для решения всех проблем.

Кроме того, лидеры отрасли уже развивают свои R&D и производственные мощности на рынке Индии, который, по мнению экспертов, в ближайшее время станет одним из ключевых игроков.
Более 60% опрошенных отмечают интерес к цифровизации процессов и повышению их прозрачности, созданию «единого источника правды» на основе исходных данных, включая попытки применения ИИ и GPT-моделей. При этом 18% уже совершили первое прикосновение к ИИ и GPT-моделям

86% опрошенных респондентов выбирают три направления для цифровизации, включая ИИ

При этом 65% компаний считают НСИ не обязательным инструментом для развития, оценивая его зрелость высоко, хотя с учетом необходимости развития функций управления запасами и контроля поставками НСИ требует полноценного развития.

Как компании используют искусственный интеллект?

«На данный момент у компании есть несколько GPT ботов, например, для сверки дат по ремонтам вагонов или заказу оборудования. Но пока это все пилоты. На практике, в основном используем для написания писем, поиска нормативной документации и проверки корреспонденции» — директор по закупкам одной из крупнейших транспортных компаний

«Если говорить про управление рисками, то вряд ли правильное решение полагаться на какую-то информационную программу, когда что-то не работает, «потом будет не с кого спросить» — Дмитрий Лапин, директор департамента контроля цен и коммерческой деятельности ОК РУСАЛ

«Необходимо уделить внимание комплексной автоматизации, чтобы обеспечить эффективную работу процессов в компании» — Анна Бузова, директор по закупкам «Группы Компаний Русагро»
Возросший дефицит кадров и требований к компетенциям закупщиков («закупщик — это предприниматель, который должен знать свою категорию до «руды» и постоянно думать о повышении эффективности») находят свое отражение в результатах опроса — более 50% подтверждают этот тренд, при этом 83% опрошенных открывают корпоративные университеты, собственные курсы и стремятся «выращивать» специалистов с акцентом на развитие талантов

50+ компаний делают ставку на развитие «естественного интеллекта»,

наше исследование помогло определить ДНК закупщиков

Многие компании осознают, что развитие компетенций закупщиков — это ключ к успеху. В условиях кадрового дефицита и роста требований к эффективности закупок, организации все больше инвестируют в обучение своих специалистов.
Более 83% компаний уже внедрили корпоративные университеты и программы развития для подготовки закупщиков нового поколения
В рамках исследования мы определили ДНК закупщика
  • Инноватор
    «Закупщик — это специалист, который первым на рынке фиксирует новшества и имеет возможность интегрировать их в свою организацию. Благодаря эффективным закупкам в компании могут происходить настоящие трансформации»
  • Предприниматель
    «Они не просто выполняют сервисную функцию, но являются полноценными бизнес-партнерами, решающими конкретные задачи и отвечающими за затраты по своей категории»
  • Переговорщик
    «Закупщик не просто должен уметь выбивать низкую цену и лучшие условия — он должен уметь договариваться с внутренними заказчиками и выявлять у них глубинные потребности»
  • Мыслитель
    «Мыслить широко», закупки — это важная кросс-функциональная задача. Необходимо понимать весь цикл закупок: от формирования потребности до производства конечной продукции
  • Креативщик
    «Мыслить нестандартно» — значит быть ответственным специалистом, который понимает весь цикл закупок и обладает высокой гибкостью и подвижностью мышления

КОНТАКТЫ

  • Евгений Орловский

    Партнер практики стратегического и операционного консультирования
  • Денис Бельский

    Исполнительный директор консультационной практики по повышению эффективности закупок и цепи поставок
  • Роман Руфов

    Старший менеджер консультационной практики по повышению эффективности закупок и цепи поставок

  • Аниса Касаева

    Менеджер консультационной практики по повышению эффективности закупок и цепи поставок