Президент Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) Ола Каллениус (также гендиректор Mercedes-Benz) и глава ассоциации поставщиков CLEPA Маттиас Цинк в совместном письме председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен заявили, что план полного запрета продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в ЕС с 2035 года более не реалистичен и требует пересмотра. Достичь установленной европейскими властями цели, указывают авторы, автопрому не позволят сразу несколько барьеров: почти полная зависимость от Азии в поставках аккумуляторов для электромобилей, неравномерное распределение зарядной инфраструктуры в ЕС, рост производственных затрат, включая цены на электроэнергию и, наконец, 15-процентная пошлина на экспорт автомобилей в США. "Европейский план по трансформации автомобильной промышленности должен выйти за рамки идеализма и признать текущие промышленные и геополитические реалии", - отмечается в письме. Без корректировки текущих целей сохранить конкурентоспособность автопрома ЕС на мировом рынке будет невозможно, подчеркивается в нем. РБК разбирался, почему "зеленый курс" Европы угрожает упадком одной из крупнейших экономических отраслей.
Что не нравится автопрому
В 2019 году ЕС поставил цель к 2050 году добиться углеродной нейтральности - состояния, при котором количество выбросов парниковых газов, производимых блоком, будет равно количеству этих газов, поглощенному из атмосферы, например, лесами и океанами. В рамках этого плана весной 2023 года совет ЕС утвердил целевые показатели по сокращению углеродных выбросов автомобилей: для новых машин они должны быть снижены на 55% с 2030 по 2034 год по сравнению с 2021 годом, к 2035 году - на 100%. Фактически это означает запрет продаж новых авто с ДВС на бензине или дизеле с середины 2030-х. Машин с двигателями, работающими на углеродно нейтральном топливе (например, водороде или биотопливе), эта мера не коснется. Но мир кардинально изменился с тех пор, как ЕС принял на себя эти обязательства, и стратегия достижения углеродной нейтральности в автомобильном секторе должна измениться вместе с ним, утверждают главы ACEA и CLEPA. По их оценке, достичь жестких целевых показателей по выбросам углекислого газа для автоотрасли на 2030 и 2035 годы в современных реалиях просто невозможно, если ЕС хочет сохранить "промышленную конкурентоспособность, сплоченность общества и стратегическую устойчивость цепочек поставок". В ассоциациях надеются убедить власти пересмотреть климатический план в ходе "Стратегического диалога о будущем автомобильной промышленности" - встречи ЕК с европейскими автопроизводителями, поставщиками компонентов и профсоюзами, которая запланирована на 12 сентября. "Это момент для смены курса. Это последний шанс ЕС скорректировать свою политику с учетом сегодняшних рыночных, геополитических и экономических реалий - или он рискует поставить под угрозу одну из своих самых успешных и конкурентоспособных на мировом рынке отраслей", - говорится в письме. Финансовое состояние европейских автоконцернов в 2025 году По данным ACEA, продажи легковых автомобилей в ЕС в первой половине 2025 года снизились на 1,9% год к году. В июне они просели сразу на 7,3% год к году, хотя в июле падение сменилось ростом. Это серьезно отразилось на чистой прибыли автопроизводителей: у Mercedes-Benz за шесть месяцев она упала более чем в два раза, у Audi - более чем на треть, а у BMW - на 29% по сравнению с январем - июнем 2024-го. Volkswagen Group в первом полугодии сократил прибыль после налогообложения на 37%. А Stellantis и вовсе потерпел чистый убыток - за шесть месяцев он составил €2,3 млрд. Европейский автопром находится в крайне сложном положении, близком к кризисному, констатирует старший аналитик "БКС Мир инвестиций" Адам Абдулатипов. "Показатели сейчас не те, на которые ориентировались инвесторы, и ожидания на будущее тоже не особо оптимистичны. Можно утверждать, что настал момент пересмотра стратегии крупнейших автопроизводителей на следующие десять лет", - считает генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.
Почему цели ЕС нереалистичны
Опрошенные РБК эксперты едины во мнении: сценарий полного отказа от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году в ЕС действительно выглядит сомнительным. Это обусловлено сочетанием сразу нескольких факторов. Низкий спрос на электромобили. "Доля электромобилей на европейском рынке все еще далека от того уровня, на котором она должна быть, - она составляет около 15% для легковых автомобилей, 9% для фургонов и 3,5% для грузовиков", - указано в письме. Спрос на электромобили в большинстве европейских стран и США достаточно невысок - как только начинают отменять госсубсидии, он падает до совсем низких уровней, отмечает партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто. "Электромобили широко в массы не пошли ни в одной стране мира, кроме Китая, где за свой счет государство создало гигантскую инфраструктуру и субсидирует покупку электромобилей", - добавил он. В ЕС низкий спрос обусловлен не только предпочтениями потребителей, но и их ограниченной покупательной способностью, указал Абдулатипов.