-->
Иконка обратной связи

Основные тренды и риски на рынке недвижимости

Прогноз на 2026 год от юридической практики компании «Технологии Доверия»

Основные тренды на рынке недвижимости

  1. Рост числа проектов комплексного развития территорий

В 2025 году судами был рассмотрен ряд дел, которые касались возможности ограничения жилищного строительства исключительно проектами, которые реализуются в рамках КРТ. По одному из дел Верховный Суд Российской Федерации подтвердил законность включения в правила землепользования и застройки запрета на осуществление строительства многоквартирных домов вне механизма комплексного развития территорий[1].

С учетом формирующейся практики полагаем, что возможен рост числа регионов, в которых реализация проектов жилой застройки будет возможна исключительно через механизм комплексного развития территорий.

[1] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2025 № 308-ЭС24-20719 по делу № А32-53202/2023.

2. Увеличение количества инвестиционных проектов с объектами культурного наследия

С 31 декабря 2024 года объекты культурного наследия законодательно определены в качестве отдельных самостоятельных объектов концессионных соглашений[1].

Также в ноябре 2025 года был принят закон, устанавливающий возможность опубликования информации о нуждающихся в реставрации объектах культурного наследия в государственной информационной системе жилищного строительства[2]. Это позволит сделать информацию более открытой, упростить вовлечение объектов культурного наследия в оборот.

Кроме того, в течение 2025 года действовала программа льготного кредитования проектов по сохранению объектов культурного наследия, оператором которой является ПАО «ДОМ.РФ»[3]. Планируется дальнейшее расширение программы.

С учетом этого мы прогнозируем общий рост числа проектов, направленных на реставрацию и приспособление к современному использованию объектов культурного наследия.

[1] Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 444-ФЗ.
[2] Федеральный закон от 17 ноября 2025 года № 422-ФЗ.
[3] URL: http://government.ru/docs/53349/.

3. Объединение всех обязанностей сторон в рамках жилищного строительства в рамках одного комплексного договора

Помимо договора комплексного развития территорий в Москве в рамках жилой и нежилой застройки с конца 2024 года используется инфраструктурный договор, который заменяет собой целый ряд договоров, которые ранее заключались с застройщиками на создание объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.

Представляется, что данная практика постепенно будет использоваться также другими субъектами Российской Федерации, поскольку они уже используют в рамках своих крупных проектов договоры комплексного развития территорий, в том числе поскольку КРТ позволяет объединять условия о создании всех объектов инфраструктуры в одном договоре.

4. Снижение количества земельных участков без учтенных границ

С 1 марта 2025 года отсутствие сведений о местоположении границ земельного участка влечет за собой невозможность регистрации перехода прав на такой участок[1].

В настоящее время значительное количество земельных участков не имеет установленных координат границ. В ближайшее время ожидается увеличение спроса на услуги кадастровых инженеров по описанию границ земельных участков, по прогнозам 95%, земельных участков будут иметь учтенные границы к 2030 году[2].

[1] Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ.
[2] URL: https://www.interfax-russia.ru/index.php/realty/news/kolichestvo-uchastkov-bez-uchtennyh-granic-v-rf-snizilos-na-9-1-mln-za-5-let.

5. Вовлечение средств фондового рынка в рынок финансирования инфраструктуры

По поручению Президента Российской Федерации ВЭБ.РФ разработает Национальный стандарт государственно-частного партнерства[1]. Срок разработки – до 1 марта 2026 года.

В рамках стандарта предполагается разработка унифицированных условий концессионных соглашений, кредитно-обеспечительной документации и эмиссионной документации с тем, чтобы основные риски инвесторов, финансирующих организаций и владельцев облигаций были минимизированы, а условия проектов стали более ясными и транспарентными для будущих инвесторов со стороны фондового рынка.

Облигационный заем будет привлекаться для целей рефинансирования кредита, ранее привлеченного на строительство/реконструкцию объектов инфраструктуры, что должно увеличить количество запускаемых проектов, а также уменьшить бюджетную нагрузку на обслуживание привлеченного финансирования.

[1] URL: https://www.vedomosti.ru/kapital/trends/news/2025/09/05/1136990-gchp.

5. Рост значения стратегического планирования в области управления градостроительными процессами

С 2023 года Градостроительный кодекс РФ разрешает муниципальным образованиям вместо правил землепользования и застройки и генеральных планов утверждать единые документы территориального планирования и градостроительного зонирования.

По состоянию на 2024 год в 140 городах России мастер-планы были утверждены или находились на стадии разработки[1]. При этом интерес к мастер-планированию и тренд на расширение внедрения этой практики прослеживаются и в 2025 году[2]. Мы полагаем, что это характеризует тренд на увеличение значения стратегического управления городами.

Кроме того, этот тренд прослеживается через усиление той роли, которую играет документация по планировке территории. Так, теперь документация по планировке территории проектов комплексного развития территорий должна включать параметры социальной инфраструктуры для жилой застройки[3]. Это означает четкое планирование размещения социальных объектов. Также с 1 марта 2025 года несоответствие проектной документации очередности планируемого развития территории стало отдельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В развитие тренда необходимо отметить, что в некоторых регионах распространяется практика введения запрета на жилищное строительство без документации по планировке территории, определяющей, в частности, размещение социальных объектов[4].

[1] URL: https://rgud.ru/press-releases/74-strategicheskikh-master-plana-dlya-91-goroda-utverzhdeny-po-sostoyaniyu-na-iyul-2024-goda/.
[2] URL: http://government.ru/docs/55247/.
[3] См.: Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 486-ФЗ.
[4] См.: ст. 15 Порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений, утв. в составе единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования город Краснодар, утв. Решением городской Думы Краснодара от 27 ноября 2024 № 82.

6. Усиление цифровизации строительного процесса на всех этапах

В 2025 году вступили в силу изменения в законодательство о государственной регистрации недвижимости[1], которые перевели процесс взаимодействия Росреестра и организаций в части регистрации объектов недвижимости и кадастрового учета в цифровую плоскость (теперь подача заявления на государственную регистрацию для юридических лиц осуществляется только в электронном формате).

Также в этом году был принят закон[2], который вводит реестры разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию в составе федеральной и региональных информационных систем. Выдача разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию будут подтверждаться записями/выписками из данных реестров.

Кроме того, для объектов жилищного строительства введено требование[3] о размещении застройщиком в государственной информационной системе ЖКХ электронного паспорта дома, содержащего его основные характеристики.

Таким образом, прослеживается четкий тренд на перенос процессов, связанных со строительством, в электронный формат. В 2026 – 2027 годах этот тренд, как мы ожидаем, продолжится.

При этом необходимо отметить, что при всех положительных аспектах усиленного внедрения информационных технологий возрастает риск увеличения числа случаев утечек конфиденциальных данных.

[1] Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 487-ФЗ.
[2] Федеральный закон от 31 июля 2025 года № 304-ФЗ.
[3] Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 180-ФЗ.

7. Рост значения искусственного интеллекта в процессах управления недвижимостью

По данным The Business Research Company к 2029 году мировой рынок решений в сфере искусственного интеллекта в недвижимости превысит 975 млрд долларов, а среднегодовой рост составит около 34 %[1].

Ожидаем, что скоро искусственный интеллект затронет все этапы жизненного цикла объектов недвижимости — от проектирования до эксплуатации. Следующий этап эволюции — переход к системам, способным управлять зданиями без участия человека.
Использование искусственного интеллекта в недвижимости станет стандартом и позволит облегчить процесс управления объектами недвижимости и в перспективе снизить затраты.

[1] URL: https://www.forbes.com/councils/forbestechcouncil/2025/04/08/whats-next-for-ai-in-commercial-real-estate/.

8. Рост значения искусственного интеллекта в процессах управления недвижимостью

По данным The Business Research Company к 2029 году мировой рынок решений в сфере искусственного интеллекта в недвижимости превысит 975 млрд долларов, а среднегодовой рост составит около 34 %[1].

Ожидаем, что скоро искусственный интеллект затронет все этапы жизненного цикла объектов недвижимости — от проектирования до эксплуатации. Следующий этап эволюции — переход к системам, способным управлять зданиями без участия человека.
Использование искусственного интеллекта в недвижимости станет стандартом и позволит облегчить процесс управления объектами недвижимости и в перспективе снизить затраты.

[1] URL: https://www.forbes.com/councils/forbestechcouncil/2025/04/08/whats-next-for-ai-in-commercial-real-estate/.

Основные риски на рынке недвижимости

1. Увеличение глубины юридической проверки активов как реакция на рост числа исков об изъятии имущества в пользу государства

За последние несколько лет существенно вырос объем имущества, которое было изъято в пользу государства у текущих правообладателей[1].

В ряде случаев споры по искам прокуратуры касались объектов недвижимости — например, в одном из дел контрольно-надзорный орган настаивал на изъятии в пользу публичной власти 13 земельных участков в одном из элитных районов Московской области[2]. Другое дело, касающееся спора вокруг земельных участков, примечательно тем, что заместителем председателя Верховного суда Российской Федерации было отменено определение судьи об отказе в передаче дела на рассмотрение, и высшая судебная инстанция приняла к рассмотрению дело, по которому решение было вынесено более 10 лет назад[3].

Таким образом, прослеживается тенденция на пересмотр результатов приватизации, в связи с чем мы прогнозируем необходимость более глубокой юридической проверки истории прав на активы перед их приобретением, а, следовательно, рост транзакционных издержек.
Оспаривание итогов приватизации, на наш взгляд, будет одним из ключевых рисков в ближайшей перспективе.

[1] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/09/16/1139483-podscheti-vedomostei-gosudarstvo-vernulo-aktivov-na-6-trln-rublei.
[2] https://pravo.ru/news/256605/.
[3] https://kad.arbitr.ru/Card/2e92e785-1d33-485b-9f5f-fa3ce0ced00a.

2. Изменение подходов к исчислению сроков исковой давности

Одним из ключевых вопросов, исследуемых судами при рассмотрении исков об изъятии активов в пользу государства, является срок исковой давности. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 октября 2024 года № 49-П определил, что сроки исковой давности не распространяются на требования прокуроров об обращении в доход государства имущества, приобретенного вследствие нарушения лицом, занимающим публично значимую должность, требований и запретов, направленных на предотвращение коррупции.

Таким образом, по антикоррупционным искам не будет применяться срок исковой давности. В ряде резонансных дел суды удовлетворили иски об изъятии ранее приватизированных активов[1]. Отсутствие сроков исковой давности по данной категории дел повлекло запросы бизнеса об установлении прозрачных правил исчисления сроков исковой давности.

Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении таких правил. По состоянию на ноябрь 2025 года проект о сроках давности при приватизации снят с повестки Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства[2], при этом представители бизнеса продолжают направлять предложения о поправках[3].

Ожидаем дальнейшего развития подходов по сроку исковой давности.

[1] Например, суд изъял в пользу государства имущество холдинга КДВ: https://www.kommersant.ru/doc/8090997; аналогичное дело было рассмотрено в отношении Ивановского завода тяжелого станкостроения: https://www.vsrf.ru/press_center/news/34770/https://www.kommersant.ru/doc/8090997.
[2] URL: https://www.rbc.ru/politics/23/09/2025/68d2bd729a79472047039875.
[3] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/11/05/1152187-biznes-napravil-v-minfin-predlozheniya-po-popravkam-v-zakon-o-privatizatsii.

3. Увеличение общей налоговой нагрузки на участников рынка

Повышение налоговой нагрузки для отрасли в связи с общими налоговыми трендами: 
  • рост ставки НДС (в жилищном строительстве НДС является прямым расходом); 
  • планируемый переход на уплату налога на имущество исходя из кадастровой (а не остаточной) стоимости в отношении единых недвижимых комплексов (ЕНК), если хотя бы один из объектов, входящих в ЕНК, является объектом торговли, офисным зданием и т.д.; это увеличит налоговую нагрузку владельцев коммерческой недвижимости;
  • рост нагрузки на малый бизнес: увеличение количества плательщиков НДС, отмена пониженных страховых взносов (за некоторыми исключениями); данные изменения потенциально увеличат стоимость привлечения в проекты подрядчиков из сферы малого бизнеса; 
  • тенденция на снижение количества налоговых льгот.

4. Ужесточение последствий неиспользования земельных участков их правообладателями

В течение 2025 года был принят ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих возможность изъятия неиспользуемых земельных участков по инициативе органов государственной власти. В частности, приняты поправки в Земельный кодекс РФ (ст. 85.1) и постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающие перечень мероприятий по освоению земельных участков, а также критерии неиспользования земельных участков.

Таким образом, создаются условия для изъятия в будущем земельных участков у правообладателей, если они не используются по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием. Данные нововведения влекут за собой дополнительный риск для застройщиков, формирующих собственные банки перспективных земельных участков, так как новое регулирование предусматривает более жесткие последствия за их неиспользование.

5. Увеличение нагрузки на застройщиков, использование платежей застройщиков как источника финансирования создания объектов социальной инфраструктуры

В 2025 году вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ[1], которые предусмотрели обязательность включения в решения о комплексном развитии территории расчетных показателей уровня обеспеченности территории объектами инфраструктуры, а в договор о КРТ – обязательства застройщика по строительству или реконструкции объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры.

Кроме того, муниципалитеты и регионы проявляют все больше и больше интереса к так называемому инфраструктурному сбору.

Одним из первых муниципалитетов, использовавших данный инструмент, была Пермь, где инфраструктурный сбор представлял собой сбор на развитие социальной инфраструктуры в обмен на увеличение значения отдельных предельных параметров разрешенного строительства, которые предусмотрены градостроительными регламентами соответствующих территориальных зон.

Инфраструктурный сбор вводится актами муниципального образования и взимается на основании соглашения с застройщиком.
В совокупности с высокой ключевой ставкой Центрального Банка и дорогим банковским финансированием названные факторы могут привести к риску удорожания девелоперских проектов.

[1] Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 486-ФЗ.

6. Снижение объема использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для реализации проектов

Последние изменения в законодательство[1] предусматривают усложнение процедуры перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории путем сокращения числа возможных оснований для перевода в другую категорию земель сельскохозяйственных угодий и изменения порядка их перевода, – для него теперь потребуется заключение Минсельхоза России.

Принятие этих положений направлено на сохранение земель сельскохозяйственных угодий, в связи с чем мы ожидаем сокращения объема их перевода в другие категории и использования для реализации девелоперских проектов.

[1] Федеральный закон от 1 апреля 2025 года № 52-ФЗ.
О компании
«Технологии Доверия» (ТеДо) — одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России, которая работает на рынке более 35 лет. В офисах ТеДо в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже и Нижнем Новгороде работают более 3 000 специалистов.
Пресс-служба «Технологии Доверия» (ТеДо)

Email: press-office@tedo.ru

Веб-сайт: http://www.tedo.ru/

Аналитика и комментарии экспертов ТеДо – в телеграм-канале https://t.me/tedo_business