-->
Иконка обратной связи
МСФО
Ноябрь 2025. Выпуск №11
Коротко о важном
МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в
финансовой отчетности»: изменения в представлении отчета о движении денежных средств
МСФО (IFRS) 18 «Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности» (‘Presentation and Disclosure in Financial Statements’) был выпущен в апреле 2024 г. и вступает в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 года или после этой даты, с возможностью досрочного применения. МСФО (IFRS) 18 заменит ныне действующий стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Целью МСФО (IFRS) 18 является улучшение представления информации в финансовой отчетности.

Помимо существенных изменений в представлении отчета о прибыли или убытке, а также других изменений в представлении и раскрытии информации, о которых мы рассказывали в наших предыдущих публикациях, МСФО (IFRS) 18 также повлиял на представление отчета о движении денежных средств (ОДДС), в том числе посредством внесения сопутствующих поправок в МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», а именно:

- определена исходная точка для представления (сверки) денежных потоков по операционной деятельности при использовании косвенного метода (поправки к пп. 18 (b), 20 МСФО (IAS) 7);
- отменен существующий в настоящее время выбор учетной политики в отношении вариантов представления денежных потоков по дивидендам и процентам полученным и уплаченным (МСФО (IAS) 7.33A, 34А-D).

Обращаем внимание, что в сентябре 2024 года Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB®) был инициирован новый проект в отношении отчета о движении денежных средств и сопутствующих вопросов («Statement of Cash Flows and Related Matters»). Необходимость этого проекта была вызвана многими нерешенными в текущей редакции МСФО (IAS) 7 вопросами в изменившихся условиях (связанными в том числе с дезагрегированием информации о денежных потоках, раскрытием информации о неденежных операциях, прозрачностью информации по альтернативным показателям потоков денежных средств (не определенных в МСФО) и др.), и необходимостью улучшения представления информации в ОДДС. Данный проект в настоящее время находится на стадии исследования. Рассматриваемые в настоящей публикации поправки к МСФО (IAS) 7 также направлены на улучшение представления информации в ОДДС, однако, являются ограниченными поправками, сопутствующими введению в действие МСФО (IFRS) 18, и не относятся к вышеуказанному новому проекту.
Исходный показатель для косвенного метода представления движения денежных средств по операционной деятельности
В соответствии с действующей редакцией МСФО (IAS) 7, при использовании косвенного метода представления денежных потоков от операционной деятельности чистый денежный поток определяется путем корректировки прибыли или убытка (МСФО (IAS) 7.18 (b), 20). Однако не уточняется, какой именно показатель прибыли или убытка при этом должен быть использован. В результате этого в настоящее время наблюдается довольно большое разнообразие подходов, так как разные организации используют различные показатели прибыли или убытка в качестве отправной точки при использовании косвенного метода – такие как, операционная прибыль или убыток; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) за год.

В соответствии с поправками к МСФО (IAS) 7 в связи с выпуском МСФО (IFRS) 18, промежуточный итог Прибыль (убыток) от операционной деятельности будет теперь всегда являться исходным показателем для косвенного метода представления движения денежных средств по операционной деятельности (поправки к пп.18 (b), 20 МСФО (IAS) 7).
Представление денежных потоков по дивидендам и процентам
Действующая редакция МСФО (IAS) 7 предоставляет организациям право выбора учетной политики в части представления в ОДДС таких статей, как проценты и дивиденды полученные (в составе инвестиционной или операционной деятельности), и проценты и дивиденды уплаченные (в составе операционной или финансовой деятельности).

В результате этого в настоящее время существует значительное разнообразие в представлении организациями вышеуказанных статей в ОДДС, что приводит к несопоставимости соответствующих денежных потоков (от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности) между различными организациями и затрудняет анализ и сравнение указанных денежных потоков разных компаний пользователями финансовой отчетности по МСФО.
Классификация процентов и дивидендов
(исходя из действующей редакции МСФО (IAS)) 7)
В соответствии с поправками к МСФО (IAS) 7 в связи с выпуском МСФО (IFRS) 18, существующий в настоящее время выбор вариантов учетной политики в отношении представления в ОДДС уплаченных и полученных процентов и дивидендов будет отменен, и будут установлены единообразные правила классификации рассматриваемых статей, как представлено в таблице ниже:
(*specified main business activities)
Как видно из таблицы выше, организации без определенной специфики основной коммерческой деятельности, должны будут классифицировать денежные потоки по статьям процентов и дивидендов полученных и уплаченных только в составе денежных потоков по определенному в МСФО (IAS) 7 виду деятельности для каждого из этих денежных потоков.

Организациям с определенной спецификой основной деятельности (specified main business activities), то есть, организациям, которые инвестируют средства в активы или предоставляют финансирование клиентам в качестве основного вида деятельности (как определено в пп. В30-В41 МСФО (IFRS) 18), необходимо будет определить, в составе какого вида деятельности им следует отражать дивиденды полученные, проценты полученные и проценты уплаченные в соответствии с тем, каким образом они классифицируют соответствующие доходы и расходы в отчете о прибыли или убытке. Таким организациям необходимо будет классифицировать общую сумму по каждой из указанных статей в единой категории (операционной, инвестиционной или финансовой) (МСФО (IFRS) 7.34B).
 
При этом, если такая организация классифицирует общую сумму каждой из соответствующих статей доходов и расходов (дивидендный доход, процентный доход и процентный расход) в единой категории в отчете о прибыли или убытке, то в ОДДС ей следует классифицировать общую сумму каждого соответствующего денежного потока (дивиденды полученные, проценты полученные и проценты уплаченные) в качестве денежного потока, возникающего в результате соответствующего вида деятельности. Например, если организация классифицирует все свои процентные расходы в финансовой категории в отчете о прибыли или убытке, то ей следует классифицировать всю сумму процентов уплаченных в качестве денежных потоков от финансовой деятельности (МСФО (IFRS) 7.34C).

Вследствие применения соответствующего руководства МСФО (IFRS) 18 организации может потребоваться классифицировать такие статьи, как дивидендный доход, процентный доход и процентный расход, в разных категориях отчета о прибыли или убытке. В данной ситуации, при применении п. 34В МСФО (IAS) 7 организации необходимо будет выбрать вариант учетной политики в отношении классификации соответствующего денежного потока в ОДДС, который должен быть представлен только в одной (единой) категории вида деятельности. Например, если организация классифицирует часть процентных расходов в операционной категории, а часть – в финансовой категории отчета о прибыли или убытке, то ей следует классифицировать все свои уплаченные проценты в соответствии с выбранной учетной политикой либо как денежные потоки от операционной деятельности, либо как денежные потоки от финансовой деятельности (МСФО (IAS) 7.34D).
 
Дивиденды уплаченные необходимо будет классифицировать только в составе денежных потоков от финансовой деятельности всем организациям, независимо от вида их деятельности (МСФО (IAS) 7.33A).

Денежные потоки, возникающие в связи с получением и выплатой процентов и дивидендов, должны быть представлены в ОДДС отдельно. В соответствии с новым руководством, как и прежде (МСФО (IAS) 7.31), классификация таких поступлений или выплат должна быть последовательной между периодами.

Общая сумма процентов, выплаченных в течение периода, включается в ОДДС по-прежнему независимо от того, признана ли она как расходы в составе прибыли или убытка или капитализирована в соответствии с МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» (МСФО (IAS) 7.32).
 
Ниже в таблице в обобщенном виде представлено сравнение действующего руководства МСФО (IAS) 7 с новым руководством в соответствии с поправками, сопутствующими принятию МСФО (IFRS) 18:
Введение единых требований в отношении классификации в ОДДС денежных потоков по дивидендам и процентам, а также единой исходной точки для определения операционных денежных потоков при использовании косвенного метода, призвано повысить сопоставимость информации в ОДДС между различными организациями и улучшить ее понимание пользователями финансовой отчетности.
Последствия применения новых требований к представлению информации в ОДДС
Организации обязаны будут применить соответствующие поправки к МСФО (IAS) 7 одновременно с применением МСФО (IFRS) 18 (поправки к МСФО (IAS) 7, пункт 64). МСФО (IFRS) 18 вступает в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 года или после этой даты, с возможностью досрочного применения, и предполагает также ряд поправок к другим стандартам финансовой отчетности МСФО. Таким образом, при досрочном применении организацией МСФО (IFRS) 18, она также обязана будет досрочно применить и соответствующие поправки к другим стандартам финансовой отчетности МСФО, включая поправки к МСФО (IAS) 7.

Несмотря на то, что поправки к МСФО (IAS) 7 носят ограниченный характер, тем не менее для многих организаций они могут стать существенным изменением в представлении денежных потоков в ОДДС. В частности, может потребоваться переклассификация процентов и дивидендов, полученных и уплаченных, между видами деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой), что приведет к перераспределению соответствующих денежных потоков между видами деятельности. В периоде первого применения МСФО (IFRS) 18 новый порядок представления данных должен применяться также и для показателей сопоставимого периода, начиная с отчетности за первый промежуточный период, когда МСФО (IFRS) 18 стал обязателен для применения или впервые был применен организацией (при досрочном применении) (МСФО (IFRS) 18.C2,C4). Это, в свою очередь, может потребовать определенной подготовки, в том числе доработок систем, процессов и средств подготовки, сбора и контроля информации для составления ОДДС в соответствии с новым руководством, а также обучения сотрудников организации. Организациям необходимо провести анализ действующих учетных политик и процессов в части представления в ОДДС рассмотренных выше статей на их соответствие новым требованиям МСФО (IAS) 7 (с учетом поправок в него в результате МСФО (IFRS) 18), а также разработать детальный план по обновлению учетных систем и процедур для обеспечения корректного сбора и представления данных в ОДДС.
Новые требования МСФО (IFRS) 18 в отношении представления и раскрытия информации, в том числе соответствующие изменения в представлении ОДДС, могут также стать основанием для заблаговременной коммуникации с заинтересованными пользователями (общественностью и инвесторами), чтобы убедиться, что они осведомлены о предполагаемых последствиях применения требований МСФО (IFRS) 18 для организаций, включая сопутствующие поправки в МСФО (IAS) 7.