31 июля 2024 года Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB®) выпустил Проект для обсуждения (Exposure Draft) «Связанные с климатом и иные неопределенности в финансовой отчетности». Данный проект был разработан c целью улучшения раскрытия в отчетности рисков, связанных с климатом, в ответ на комментарии пользователей отчетности о том, что сейчас данные раскрытия часто недостаточные и не соответствуют той информации, которую организации раскрывают вне финансовой отчетности.
Проект для обсуждения содержит восемь примеров, которые показывают, как организация должна применять требования МСФО для отражения в отчетности связанных с климатом неопределенностей. Предполагается, что данные примеры не будут составлять отдельный стандарт МСФО, а будут являться иллюстративными примерами, сопровождающими существующие МСФО.
Приведенные в проекте примеры затрагивают следующие области:
- Пример 1 — суждения о существенности, приводящие к дополнительным раскрытиям (МСФО (IAS) 1/ МСФО (IFRS) 18),
- Пример 2 — суждения о существенности, не приводящие к дополнительным раскрытиям (МСФО (IAS) 1/ МСФО (IFRS) 18),
- Пример 3 — раскрытие допущений, используемых при определении возмещаемой суммы активов, на основании требований МСФО (IAS) 36 (предлагается дополнить раздел Illustrative Examples, сопровождающий МСФО (IAS) 36),
- Пример 4 — раскрытие допущений в отношении балансовой стоимости внеоборотных активов несмотря на отсутствие обесценения: раскрытие на основании общих требований МСФО (IAS) 1,
- Пример 5 — раскрытие допущений в отношении возмещаемости признанного отложенного налогового актива в ситуации объявленных законодательных изменений, которые в будущем ограничат операции организации (и возможность генерировать налогооблагаемую прибыль): раскрытие на основании общих требований МСФО (IAS) 1,
- Пример 6 — раскрытие о кредитном риске в соответствии с требованиями МСФО (IFRS 7), когда риски, связанные с климатом, влияют на кредитный риск (пример с займами, выданными организациям, деятельность которых подвержена рискам засухи/наводнений). В указанном примере, помимо прочего, предлагается раскрывать, как климатические риски учитываются при управлении кредитным риском, а также влияют на признание и оценку ожидаемых кредитных убытков,
- Пример 7 — раскрытие об обязательствах по восстановлению окружающей среды в соответствии с МСФО (IAS) 37.85 в ситуации, когда величина оценочного обязательства не является существенной,
- Пример 8 — раскрытие дезагрегированной информации (МСФО (IFRS) 18.41-42, B110) (пример с двумя типами основных средств, где типы основных средств определяются с учетом разного уровня выбросов парниковых газов в атмосферу).
Хотя примеры в основном фокусируются на неопределенностях, связанных с климатом, но принципы и требования могут быть в равной мере применимы и к другим типам неопределенностей.
Так, например, в п.1, 2, 4, 5 Проекта для обсуждения предлагается добавить в существующее Руководство по применению МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» («Guidance on implementing IAS 1 Presentation of Financial Statements») новый раздел – Иллюстративные примеры раскрытий в отношении неопределенности. Аналогично предлагается дополнить иллюстративными примерами руководство по применению нового стандарта МСФО (IFRS) 18 «Представление финансовой отчетности», который вступит в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 года.
Примеры 1 и 2 иллюстрируют подход к анализу качественных факторов для определения существенной информации в контексте требований МСФО (IAS) 1.31/МСФО (IFRS) 18.20 раскрывать дополнительную информацию [помимо той, раскрытие которой напрямую требуются в МСФО], «если выполнение всех требований МСФО не предоставляет пользователям финансовой отчетности возможность понять влияние определенных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации». Так, в Примере 1 организация сделала раскрытие (не в рамках финансовой отчетности по МСФО) о 10-летнем плане по снижению выбросов парниковых газов, который, в том числе, предполагает изменение производственного процесса и инвестиции в новые технологии. По условиям Примера 1, указанный план не оказывает влияние на финансовое положение и финансовые результаты организации. Несмотря на это, с учетом того, что производитель оперирует в отрасли, которая подвержена рискам перехода к низкоуглеродной экономике, Совет по МСФО приходит к выводу о качественной существенности раскрытия информации об объявленном плане и о том, что он не повлиял на финансовое положение и финансовые результаты организации.
Также поправки (примеры 4 и 5) иллюстрируют подход к анализу требований п.125 и 129 МСФО (IAS) 1 в отношении необходимости раскрытия информации о допущениях в отношении будущего и основных источниках неопределенности, связанных с расчетными оценками. Так, в примере 4 рассматривается ситуация с производителем, который оперирует в капиталоемкой отрасли и подвержен рискам, связанным с переходом к низкоуглеродной экономике. Несмотря на отсутствие обесценения ЕГДС (единицы, генерирующей денежные средства), организации необходимо раскрыть:
- информацию о примененных при тестировании на обесценение допущениях (примерами таких допущений могут быть, в том числе, изменения законодательства, связанного с выбросами, и стоимость покупки углеродных единиц, необходимых для компенсации выбросов),
- детали о характере и балансовой стоимости внеоборотных активов, относящихся к данной ЕГДС,
- информацию о чувствительности балансовой стоимости внеоборотных активов к этим допущениям и причины такой чувствительности.
Данный вывод сделан с учетом величины балансовой стоимости ЕГДС и ее чувствительности к изменениям в допущениях, а также субъективности/сложности суждений в отношении допущений и риска частых изменений (экономических, законодательных, регуляторных) в области перехода к низкоуглеродной экономике.
Пример 7 также рассматривает качественные вопросы существенности. В указанном примере у нефтехимической организации размер величины оценочного обязательства, связанного с восстановлением и выводом активов из эксплуатации, не является существенным. Тем не менее, с учетом увеличивающихся рисков того, что организации может потребоваться закрыть производство раньше, чем ожидается, информация об оценочном обязательстве рассматривается как существенная и требующая раскрытия согласно МСФО (IAS) 37.85.
С нашей точки зрения, этот Проект для обсуждения может быть интересен как компаниям, подверженным климатическим рискам, так и широкому кругу организаций, готовящих отчетность по МСФО и раскрывающих информацию о допущениях/неопределенностях, а также рассматривающих качественные критерии существенности раскрытия той или иной информации.
Сбор комментариев по данному Проекту для обсуждения продлится до 28 ноября 2024 года.