“
«На сегодняшний день перед российской экономикой стоят масштабные задачи повышения территориальной связанности страны, улучшения качества жизни в городах, поддержки промышленности и достижения технологического суверенитета. Для их решения необходимо комплексное развитие инфраструктуры в транспортной, социальной, коммунальной, промышленной и иных сферах. В рамках определенных Президентом России Национальных целей развития сформулированы основные инфраструктурные ориентиры, включающие увеличение на 60% инвестиций в основной капитал к 2030 г.
При этом, несмотря на значительные объемы бюджетной поддержки в рамках национальных проектов, региональных программ, частных проектов и ГЧП-инициатив, сохраняется существенный дефицит финансирования инфраструктуры. На горизонте до 2040 г. накопленная потребность экономики в развитии инфраструктуры превысит 180 трлн руб., тогда как объем доступных бюджетных средств, по нашим оценкам, составит не более 70 трлн руб. Это формирует дефицит инфраструктурных инвестиций в размере 110 трлн руб.
По международным оценкам, России, с учетом темпов экономического роста, необходимо направлять на развитие инфраструктуры не менее 5% ВВП в год. Сегодня этот показатель составляет 2,4%, что выше, чем у развитых стран (США, Великобритании, Германии) и стран ЕАЭС, но существенно ниже развивающихся стран БРИКС, а также сопоставимых с Россией по масштабу экономики развитых государств, таких как Австралия, Япония и Канада, где расходы на инфраструктуру превышают 2,5% ВВП.
Одним из главных инструментов покрытия данного дефицита, с учетом международной и российской практики, остаются механизмы ГЧП, которые позволяют государству мобилизовать частный капитал для достижения целей инфраструктурного развития."
Артем Володькин, директор практики инфраструктуры и проектного финансирования ТеДо