Приоритеты управления цепями поставок и логистикой в РФ
Тренды, проблематика и методы ее решения
Скачать исследование
Получить доступ в закрытый ИИ-помощник
СВЕРХНОВА
Чтобы видеть дальше
Об исследовании
В условиях геополитической нестабильности и трансформации мировой экономики российские компании сталкиваются с беспрецедентными вызовами в логистике: нарушение привычных маршрутов, санкционные ограничения, рост спроса на цифровые и устойчивые решения требуют принципиально новых подходов к управлению цепями поставок. Цель исследования по УЦП и логистике — выяснить, как бизнес адаптируется к этим условиям, на какие инструменты делает ставку и как меняется роль логистики в корпоративной стратегии.
Подход к исследованию
На базе анкетирования и глубинных интервью с отраслевыми экспертами, внутренней экспертизы и академических исследований 1 получена общая оценка УЦП и логистики в России по критериям: устойчивость, эффективность, прозрачность в связке с технологичностью.
Это помогает компаниям ответить на следующие ключевые вопросы:
Устойчивость
Как компании обеспечивают непрерывность поставок в условиях неопределённости, реагируют на сбои и диверсифицируют риски?
Эффективность
Какие меры принимаются для оптимизации затрат, ресурсов и времени в логистических процессах без потери качества обслуживания?
Прозрачность
Каким объемом информации обо всей цепочке поставок располагают компании и как это влияет на принятие решений?
Технологичность
Как компании повышают уровень автоматизации и цифровизации в управлении цепочками поставок?
Ключевые выводы и тренды
1. Цепочки поставок устойчивы в неопределенности
85% респондентов декларируют высокую устойчивость своих цепочек поставок: наработаны альтернативные маршруты, заключены рамочные соглашения для быстрого перераспределения объемов.
2. Рост дефицита квалифицированных кадров
63% респондентов фиксируют дефицит специалистов, способных оперативно адаптироваться к новой среде.
3. Стоимость цепочек поставок достигла рекордных значений
Ретейлеры и производители товаров сообщают о росте логистических затрат на 20% по сравнению с прошлым годом, что в значительной степени обусловлено ростом арендных ставок и себестоимости перевозки.
4. Эффективность через взаимодействие подразделений
Кросс-функциональное взаимодействие и необходимость выработки общих целей для всех подразделений становятся приоритетными для 2/3 опрошенных.
5. Автоматизация, роботизация и LLM заменяет ручной труд
Автоматизация рассматривается не как модный тренд, а как эффективный инструмент борьбы с кадровым дефицитом: от складской роботизации до использования ИИ при написании претензий и инструкций.
6. Прозрачность при учете операций и запасов достигнута
90% компаний уже внедрили WMS- и ERP-системы, а также базовую отчетность по управлению цепочками заказов.
7. Перспективы в развитии планирования
В фокусе два направления — повышение точности планирования спроса через более совершенные алгоритмы и совместное планирование (CPFR). Также отмечается потребность в платформах интегрированного бизнес-планирования (IBP) для коллаборации и сценарного моделирования в едином информационном поле Компании.
При планировании готовой продукции лишь 19% компаний используют интегрированное планирование с поставщиками,
включая совместное прогнозирование (СPFR)
8. В поисках готового функционала
Компании сталкиваются с необходимостью выбора. При отсутствии полностью подходящих готовых решений одни организации отказываются от внешних вендоров и разрабатывают собственные решения, максимально учитывающие внутреннюю специфику, другие же формируют пул поставщиков, готовых перерабатывать и отчуждать свой продукт для закрытия потребности компании.
9. Сопротивление ИТ-изменениям падает
Основным препятствием для изменений является ограниченность ресурсов компании, обусловленная короткими сроками окупаемости, которые зависят от ставки капитала.
10. Локализация — не тренд, а новая реальность
Большинство респондентов инициировали стратегию перехода к локальным ИТ-решениям и аппаратному обеспечению для управлениями цепочками поставок и логистикой.