Close

Форма обратной связи

Свяжитесь с нами

Топливо времени
Совместное исследование «Технологий Доверия» и СУЭК
Перспективы развития экспорта российского угля
  • Михаил Баженов
    Партнер, руководитель практики стратегического и операционного консультирования

    Угольная отрасль — одна из ключевых в российской экономике, обеспечивающая до 10% экспортной валютной выручки страны и порядка 40% экспортного грузопотока перевозимого железнодорожным транспортом.
    Сейчас угольные компании России работают в сложных условиях: ограничения внутренней логистики, падение экспортных цен, китайские импортные пошлины и еще целый ряд негативных факторов формируют ситуацию «идеального шторма».
    Тем не менее, мы видим большой потенциал для российского угля на мировом рынке, в том числе в обеспечении всеобщего доступа к недорогой и надежной электроэнергии в развивающихся странах.
    Для реализации экспортного потенциала России в этот непростой период необходимы синхронизированные действия всех участников рынка при поддержке со стороны государства. Именно перспективам и целям развития угольной отрасли нашей страны, а также условиям для их осуществления и посвящено наше исследование.
Ключевые тренды
Изменение потребления угля в 2023 г.
по сравнению с 2019 г., млн тонн
Полная версия исследования «Топливо времени: перспективы развития экспорта российского угля»
1. Мировое потребление
Постепенное сокращение мирового рынка угля после 2030 г. ввиду активного развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), газовой и атомной генерации на фоне сокращения угольной. Драйверами отказа от угольной генерации сейчас выступают развитые страны ЕС и Северной Америки.
2. Импортеры
В долгосрочной перспективе Китай и Индия останутся ключевыми импортерами угля на мировом рынке, несмотря на рост внутренней добычи в рамках реализации политики энергобезопасности.
3. Экспортеры
Ожидается активное сокращение объемов экспорта ключевых игроков мирового рынка: Австралии и Индонезии. Россия имеет возможность наращивать объемы добычи и экспорта в долгосрочной перспективе, замещая выпадающие объемы конкурентов.
4. Цены
В конце 2023 г. – начале 2024 г. отмечается стабилизация мировых цен на уголь после пиковых значений 2022 г. и последующего падения. При этом спреды между традиционными угольными бенчмарками и котировками российского угля, достигавшие в 2022 г. 60%, снизились до 30-35%. Ожидается, что в следующие 5 лет продолжится тренд на снижение цен.
  • Рост логистических затрат
Переориентация российского экспорта с рынков ЕС на Индию, Китай и ЮВА на фоне ограничений провозной способности Восточного полигона привела к значимому росту логистических издержек и снижению рентабельности экспортеров.
5. Разворот на Восток
  • Инфраструктурные ограничения
Наиболее значимым направлением оптимизации логистики российского экспорта является расширение провозной способности Восточного полигона, а также меры технологической оптимизации движения (эксплуатация тяжеловесных составов, увеличение парка инновационных вагонов и др.)
Ключевые тренды

1. Мировое потребление

Постепенное сокращение мирового рынка угля после 2030 г. ввиду активного развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), газовой и атомной генерации на фоне сокращения угольной. Драйверами отказа от угольной генерации сейчас выступают развитые страны ЕС и Северной Америки.

2. Импортеры

В долгосрочной перспективе Китай и Индия останутся ключевыми импортерами угля на мировом рынке, несмотря на рост внутренней добычи в рамках реализации политики энергобезопасности.

3. Экспортеры

Ожидается активное сокращение объемов экспорта ключевых игроков мирового рынка: Австралии и Индонезии. Россия имеет возможность наращивать объемы добычи и экспорта в долгосрочной перспективе, замещая выпадающие объемы конкурентов.

4. Цены

В конце 2023 г. – начале 2024 г. отмечается стабилизация мировых цен на уголь после пиковых значений 2022 г. и последующего падения. При этом спреды между традиционными угольными бенчмарками и котировками российского угля, достигавшие в 2022 г. 60%, снизились до 30-35%. Ожидается, что в следующие 5 лет продолжится тренд на снижение цен.

5. Разворот на Восток

  • Рост логистических затрат

Переориентация российского экспорта с рынков ЕС на Индию, Китай и ЮВА на фоне ограничений провозной способности Восточного полигона привела к значимому росту логистических издержек и снижению рентабельности экспортеров.


  • Инфраструктурные ограничения

Наиболее значимым направлением оптимизации логистики российского экспорта является расширение провозной способности Восточного полигона, а также меры технологической оптимизации движения (эксплуатация тяжеловесных составов, увеличение парка инновационных вагонов и др.)

Полная версия исследования «Топливо времени: перспективы развития экспорта российского угля»
Контакты
  • Партнер
    Руководитель практики стратегического, инвестиционного и операционного консультирования
  • Директор
    Практика инфраструктурного
    и проектного финансирования
  • Александра Забабурина

    Старший менеджер
    Практика инфраструктурного
    и проектного финансирования