Мы в Cloud большое внимание уделяем диалогу с клиентами и изучению рынка. За более чем 3 года досконально изучили спрос и потребности наших клиентов и проанализировали глобальных провайдеров и тысячи их продуктов. В этом году мы поставили себе задачу - понять особенности внедрения облачных технологий в российских компаниях разных сегментов и индустрий, выявить тех, кто находится на передовой развития технологии, и тех, кто только начинает переход в облако. Для этого проделали колоссальную работу: разработали собственную первую в России модель облачной зрелости и провели исследование на ее основе с участием более чем 650 компаний. Этот отчет отражает наше понимание рынка и облачной зрелости российских организаций, сформированное благодаря ежедневной работе с клиентами, изучению ИТ- и облачного рынка, трендов и направлений его развития.
В текущих условиях на российском рынке наступает новый этап развития облачных технологий: сложности с закупкой ИТ-оборудования и продлением лицензий на программное обеспечение, а также уход с рынка глобальных игроков и связанная с этим тенденция на импортозамещение - все это создает новые вызовы и возможности в части реализации облачной трансформации для российского бизнеса. Данное исследование уникально тем, что представляет собой концентрацию знаний экспертов Cloud, наблюдений от широкой аудитории клиентов и партнеров ТеДо, а также нашей уникальной экспертизы в сфере облачных технологий. Мы считаем, что именно сейчас нашим клиентам очень важно повышать уровень своей информированности и долгосрочного понимания рынка относительно перспектив в области развития облачных технологий. Более того, наш многолетний опыт работы с широким спектром клиентов из различных отраслей экономики позволил нам осветить их совокупные ожидания и опасения от перехода на облачные сервисы, и мы рады, что можем поделиться этими наблюдениями с вами.
Облачный рынок в России растет и будет продолжать расти в ближайшие годы. Это подтверждают и наши аналитические обзоры, и практика использования облаков нашими клиентами. Ретроспективно рост рынка активно связывают с процессами импортозамещения, но объяснять подобный прогресс только внешними ограничениями, на мой взгляд, ошибочно. Если рассматривать статистику в разрезе индустрий, то мы видим, что рост происходит в первую очередь там, где в нем есть потребность и соответствующие условия для его реализации. Компании начинают рассматривать облачную инфраструктуру как способ сокращения издержек, снижения нагрузок, высвобождения ресурсов и даже повышения безопасности. То, что еще пять-десять лет назад казалось опасным и сомнительным, теперь становится не просто простым и понятным, но и экономически выгодным. Более того, многие наши клиенты отмечают, что при отсутствии каких-либо дополнительных ограничений в будущем ИТ-инфраструктура их компаний должна стать полностью облачной или публичные облака будут занимать в ней существенную долю. При реализации идеального сценария возможностями для перехода в облако смогут воспользоваться представители не только розничной торговли и ИТ–отраслей, которые давно и успешно используют облачные технологии, но и компании, которые смотрят на потенциал использования облаков более консервативно, например представители финансового или нефтегазового сектора.
Анализируя рынок и наш опыт взаимодействия с клиентами, мы заметили устойчивое проявление принципа Парето: меньшая часть компаний-клиентов обеспечивает основной объем рынка. В ближайшие годы «облачное парето» будет усиливаться. Сегодня, по оценке Cloud, более 70% компаний малого и микро-бизнеса обеспечивают менее 30% рынка в денежном выражении. В перспективе доля компаний малого и микро-бизнеса в общем количестве организаций, потребляющих облачные услуги, будет увеличиваться, а их доля в объеме платежей – напротив, уменьшаться. Переход в облако крупнейших компаний будет способствовать повышению персонализации и кастомизации облачных продуктов провайдеров, их усложнению, развитию отраслевых решений. Крупнейшие компании будут гораздо динамичнее наращивать потребление.