Close

Форма обратной связи

Свяжитесь с нами

Бенчмаркинг юридической функции – 2024

юбилейный выпуск исследования
Представляем результаты ежегодного исследования деятельности юридических департаментов российских компаний
В 2024 году мы отмечаем юбилей нашего исследования
Доля руководителей юридических функций, подчиняемых первому лицу компании
Данные по США (АСС 2024)
Данные по иным странам (АСС 2024)
* Association of Corporate Counsel
(Ассоциация корпоративных юристов)
Данные бенчмаркинга 2024
Объем работы увеличился (прибавились новые задачи, направления деятельности)
Объем работы уменьшился (в том числе за счет отказа от некоторых задач, направлений деятельности)
Объем работы не изменился
Были ли изменения численности в штате юридической функции в 2023 году?
Численность увеличилась
Численность не изменилась
Численность уменьшилась
Планируется увеличение штата
Штат останется неизменным (по количеству и по составу)
Какие самые актуальные направления деятельности на данный момент?
«Болевые точки» при использовании инструментов автоматизации
Цель исследования – предоставить руководителям юридических функций российских компаний информацию о лучших практиках организации юридической работы, обеспечить их «инструментарием» для повышения эффективности юридической поддержки и оптимального управления
Дальнейшее усиление роли и значимости глав юридических служб в управлении компании
Мы зафиксировали значительный рост доли руководителей юридических функций, находящихся под прямым руководством первого лица компании.

Кроме того, результаты исследования показывают, что произошло увеличение доли участия руководителей юридических функций в органах управления компаний: в совете директоров - на 4%, в правлении – на 8%, в комитетах при совете директоров и правлении – на 24%.
Увеличение объема работы юридических департаментов
В условиях сохранения неопределенности, рисков и вызовов для бизнеса, результаты исследования свидетельствуют об увеличении объема задач, решаемых юридическими департаментами: высокий процент респондентов отмечают увеличение объема работы юристов за счет новых задач и направлений деятельности.
Динамика изменения численности юридических команд – в росте и усилении
Сохраняется тренд на увеличение штата юристов. Данные результаты, в совокупности с трендом на значительное снижение фактических расходов на привлечение внешних юристов и на развитие профессиональных навыков юристов внутри юридических функций, могут свидетельствовать о сохранении тренда на перенос «экстраординарных» задач с консультантов в юридические департаменты.
В этом году мы отмечаем снижение количества сотрудников компаний, приходящихся на одного юриста.
Оптимизация и автоматизация юридических процессов остается в максимальном приоритете юридических департаментов
Результаты исследования этого года подтверждают сохранение данного приоритета. Так, по результатам исследования этого года руководители юридических функций среди самых актуальных направлений деятельности поставили на первое место оптимизацию юридических процессов, на второе – автоматизацию и цифровизацию юридической функции.
Тренд к увеличению числа Legal Operations Managers
Большинство юридических команд (53%) имеют в своем штате (или планируют в включению в штат в ближайшее время) как минимум одного сотрудника, занимающегося повышением эффективности юридической функции (Legal Operations Managers).
Изменения в структуре расходов юридической функции
Мы отмечаем общую тенденцию к повышению расходов на юридическую функцию по сравнению с результатами исследования 2023 года; основная доля увеличения расходов приходится на штат.
Материальная мотивация остается основным видом мотивации сотрудников юридических департаментов
Данные исследования показывают, что 95% компаний (91% в прошлом исследовании) применяет по крайней мере один из видов материальной мотивации.

Для мотивации сотрудников юридических департаментов применяются годовые премии (68% в прошлом году), квартальные (18% в прошлом году), проектные (33% в прошлом году) и оплата обучения (58% в прошлом году).
Наблюдается пересмотр отношения юридических департаментов к удаленной работе
Мы зафиксировали тенденцию к более консервативному подходу юридических департаментов к удаленной работе юристов: 59% юридических департаментов готовы к гибридному формату работы; 22% предоставляют возможность удаленной работы из России; 14% рассматривают возможным работу юристов удаленно из-за границы.
Планы и расходы на автоматизацию
Мы наблюдаем дальнейший рост количества департаментов, инвестирующих в инструменты автоматизации и цифровизации. Так, подавляющее большинство юридических департаментов (76% портив 56% в прошлом году) инвестировали в повышение эффективности юридических операций за счет внедрения новых инструментов автоматизации и цифровизации. Также большинство опрошенных участников (72% против 51% в прошлом году) планируют инвестиции в автоматизацию и в течение ближайшего года.
Основное внимание при выборе решения к функционалу
В отношении подхода к выбору решений: мы наблюдаем, что при выборе решения юристы обращают основное внимание не на цену и отзывы коллег, а на предлагаемый функционал.
Юридические департаменты отмечают недостаточность ресурсов и поддержки при внедрении и интеграции инструментов автоматизации
Данные исследования показывают, что основной сложностью при внедрении инструментов автоматизации юристы видят недостаточность ресурсов (55%), небольшие бюджеты (36%).

Основной «болевой точкой» при использовании инструментов автоматизации и причинами приобретения или обновления инструментов юридические департаменты отмечают: разрозненность систем (проблемы интеграции), необходимость изучения и использования нескольких интерфейсов, недостаточность ИТ поддержки, что в целом может свидетельствовать о нехватке поддержки юридических департаментов при интеграции новых инструментов в текущую инфраструктуру.
Вы ожидаете/планируете, что в ближайший год штат юридической функции коснутся изменения?
Структура расходов юридической функции
За счет чего сокращались расходы юридических функций в 2023 году?
Какие меры для повышения мотивации персонала юридической функции вы используете?
Участников инвестировали в 2023 году в повышение эффективности
за счет внедрения новых инструментов автоматизации, цифровизации
Участников определенно будут и планируют в ближайший год инвестировать в повышение эффективности за счет внедрения новых инструментов автоматизации, цифровизации
Факторы, влияющие на выбор автоматизированной системы.
Контрактный менеджмент сохраняет свой статус лидера из всех направлений автоматизации, в который предполагаются инвестиции юридических департаментов
Наши данные показывают, что большинство департаментов инвестировали в такие инструменты автоматизации, как системы контрактного менеджмента системы электронного документооборота и системы автоматизации учета/ контроля судебных дел. 27% юридических департаментов создавали свои системы (в частности, системы согласования договоров, управления полномочиями, роботы, сценарные чат-боты, системы обработки заданий и др.).

В целом мы наблюдаем результат данных инвестиций – 77% юристов не участвуют в согласовании всех договоров в компании (против 70% в прошлом году).
В какие системы автоматизации инвестировали в 2023 году?
Инструменты с ИИ новое направление автоматизации юридических департаментов
Результаты наши исследования показывают, что пока лишь каждый пятый юрист применял ИИ в своей работе.

Основные используемые инструменты: чат-бот с ИИ, контроль ковенант, анализ договоров, инструменты для судебной работы, инструменты для поиска информации, генерация идей, составления краткого содержания.

Юристы, использующие ИИ отмечают, что ИИ позволяет оптимизировать время, сократить сроки принятия решений, более эффективно решать рутинные задачи.
Использовал ли юридический департамент Компании в 2023 году технологии, основанные на применении искусственного интеллекта (ИИ)?
Среднее значение
Медианное значение
Среднее количество сотрудников компании, приходящихся на 1 юриста, по данным исследований 2021-2024 гг.
При этом лишь 8% респондентов планируют сокращать расходы юридических функций в ближайший год. В основном сокращение расходов планируется за счет уменьшения расходов на внешних консультантов (60%).

Данные исследования могут свидетельствовать о том, что компании планируют больше развивать и опираться на внутреннюю экспертизу, в том числе, в части экстраординарных и нестандартных задач.
Сохраняется тренд на развитие дополнительных навыков. Юрист в 2023 году - больше, чем консультант бизнеса по правовым вопросам, это лидер, стратег, специалист по управлению изменениями.
Какие навыки развивали у юристов в 2023 году?
Планирует ли Ваша компания приобретать/разрабатывать/обновлять инструменты, основанные на применении искусственного интеллекта (ИИ), в течение ближайших 12 месяцев?
Объем планируемых инвестиций:
Согласно результатам исследования, более 40% юридических департаментов планируют инвестиции в инструменты с ИИ.
При этом данные опроса показывают, что подавляющее большинство юридических департаментов готовы тратить на такие инструменты до 5 млн руб.
Партнер, руководитель практики по оказанию услуг в области банковского и финансового права, банкротства и защиты персональных данных, «Технологии Доверия»
Максим Кандыба
Контакты