Июнь 2024

Публикация Советом по МСФО проекта для обсуждения «Контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников»

8 мая 2024 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB®) выпустил проект поправок «Контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников» к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

В международной практике существует большая вариативность форм договоров на покупку электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников. Некоторые представляют собой обычные договоры, другие предполагают нетто-расчеты по разнице между рыночной ценой и ценой по договору на объем энергии, произведённой конкретным генерирующим объектом. 

Объем генерации энергии из возобновляемых источников, таких как, например, солнечные и ветряные, трудно точно прогнозировать, и он не может быть гарантирован в каком-то определенном размере, так как больше зависит от погодных условий, чем от планов производителя. Поэтому объем закупки электроэнергии может быть как больше, так и меньше потребностей покупателя в единицу времени.

Различают контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников, предполагающие физические поставки и не предполагающие таковых, каждый вид – с собственными последствиями с точки зрения составления отчетности по МСФО.

Соглашения, предполагающие поставку физической электроэнергии от конкретного генерирующего объекта (соглашения о покупке энергии физически), предусматривают контрактное обязательство покупателя по приемке поставки и оплате суммы электроэнергии, произведенной указанной в договоре электростанцией. Электроэнергия, приобретаемая в соответствии с соглашением о покупке энергии физически, может быть использована покупателем лишь в объеме его потребностей, а излишки нужно тут же продать в рынок. В связи с тем, что объем закупки по таким договорам может превышать производственные потребности в силу значительной непредсказуемости объемов «зеленой» генерации как описано выше, по таким соглашениям в рамках действующей редакции МСФО (IFRS) 9 возникает вопрос о возможности применения к ним исключения, предусмотренного МСФО (IFRS) 9 для договоров, относимых к категории «используемых для собственных нужд». Применение указанного исключения позволило бы учитывать приобретения электроэнергии по соглашениям о покупке энергии физически как приобретения нефинансовых активов.

Соглашения, предполагающие лишь виртуальные поставки электроэнергии из возобновляемых источников (соглашения о покупке энергии виртуально), отличаются от соглашений о покупке энергии физически тем, что они не содержат обязательства покупателя о приемке электроэнергии. Вместо этого покупатель и поставщик соглашаются рассчитываться по разнице между ценой, предусмотренной контрактом, и действующей рыночной ценой по мере производства и поставки электроэнергии в сеть. Виртуальные контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников соответствуют определению производного инструмента, однако действующие требования к учету хеджирования не позволяют организации отразить стратегии управления рисками компании с учетом таких контрактов.

В сферу действия предлагаемых поправок входят только контракты на поставку электроэнергии из возобновляемых источников, обладающие обеими следующими характеристиками:
  • источник производства электроэнергии зависит от природных явлений (поставку невозможно гарантировать); и
  • покупатель подвергается риску того, что объем закупки не будет соответствовать производственным потребностям за счет условия «оплаты по мере производства», заложенной в договор поставки.

Предлагаемые поправки к МСФО (IFRS) 9 и к МСФО (IFRS) 7:
  • устанавливают характеристики для определения перечня контрактов на поставку электроэнергии из возобновляемых источников, к которым применяются поправки;
  • вводят требования, позволяющие отнести договоры на поставку электроэнергии к категории договоров «используемых для собственных нужд»;
  • уточняют требования по учету хеджирования; и
  • включают дополнительные требования к раскрытию информации по всем контрактам, подпадающим под действие проекта для обсуждения.

  • Изменения в части требований по отнесению договоров к категории «используемых для собственных нужд» (п. 2.4 МСФО (IFRS) 9) направлены на то, чтобы вынужденные закупки, неподконтрольные компании, не затрагивали оценку договоров, используемых для собственных нужд. При заключении договора на закупку и приемку электроэнергии из возобновляемых источников и на каждую отчетную дату покупатель по данным контрактам в соответствии с предполагаемыми изменения в МСФО (IFRS) 9 должен будет рассмотреть следующие факторы:
  • цель, дизайн и структуру контракта, включая ожидаемые объемы поставки;
  • объясняются ли прошлые и ожидаемые продажи вскоре после поставки неиспользованной электроэнергии всеми из следующих причин:
­­­­­­а) подверженностью компании риску того, что объем закупки не будет соответствовать производственным потребностям за счет условий оплаты по мере производства;
б) дизайном и механизмами функционированием рынка электроэнергии, на котором происходит торговля электроэнергией, приводящими к тому, что у компании нет практической возможности изменить время или цену продажи; и
в) ожиданиями компании закупить как минимум эквивалентный объем электроэнергии в разумные сроки после продажи.

Также поправками предусмотрены изменения в части требований к учету хеджирования. которые направлены на то, чтобы неопределенность в отношении объема не влияла на возможность применения учета хеджирования.

Дополнение требований к раскрытию информации направлено на то, чтобы инвесторы лучше понимали воздействие на финансовые показатели и будущие денежные потоки соглашений по электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников. Предлагается, что продавцы и покупатели по всем таким соглашениям, попадающим в сферу действия поправок, должны будут раскрывать, среди прочего, следующую информацию:
  • условия контрактов;
  • объем электроэнергии из возобновляемых источников, который продавец планирует продать или покупатель планирует приобрести на протяжении оставшегося срока действия этих контрактов; или справедливую стоимость контрактов на отчетную дату в детализации по срокам;
  • долю электроэнергии из возобновляемых источников, покрываемой контрактами, относительно общего объема проданной или приобретенной электроэнергии за отчетный период;
  • покупателям необходимо раскрыть общий чистый объем приобретенной электроэнергии, среднюю рыночную цену за единицу электроэнергии на соответствующем спотовом рынке, а также, в случае если общий чистый объем, умноженный на среднюю рыночную цену, существенно отличается от фактической общей стоимости, – объяснение основных причин такой разницы.

Совет по МСФО ожидает обратную связь по этим предложениям, представленным в Проекте для обсуждения, до 7 августа 2024 г. Совет по МСФО рассмотрит комментарии, которые он получит по Проекту для обсуждения, и решит, принимать ли предлагаемые поправки. Вопросы практического применения рассматриваемых поправок компаниями в Российской Федерации необходимо дополнительно анализировать с учетом особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также с учетом активного развития рынка ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и возможного появления новых видов договоров. Еще раз обращаем внимание на то, что данные поправки применимы в ситуациях, когда покупатель подвергается риску несоответствия объема закупки его производственным потребностям. Рекомендуем заинтересованным сторонам обратить внимание на обсуждаемые поправки и проанализировать их с учетом специфики собственных договоров.