Выпущено финальное решение КРМФО в отношении раскрытия выручки и расходов по отчетным сегментам
В июле 2024 года было опубликовано финальное решение Комитета по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО / IFRIC®) в отношении раскрытия выручки и расходов по отчетным сегментам (также см. выпуск «Коротко о важном – МСФО» за февраль 2024 года, в котором мы рассказывали о сути запроса, полученного КРМФО).
В финальном решении КРМФО подтвердил, что п. 23 МСФО (IFRS) 8 требует от организации раскрывать информацию по определенным статьям каждого отчетного сегмента в случаях, когда данные статьи:
включены в показатель прибыли или убытка сегмента, анализируемый руководством, принимающим операционные решения, даже если они отдельно ему не предоставляются или не анализируются, или
регулярно предоставляются руководству, принимающему операционные решения, даже если они не включаются в состав прибыли или убытка сегмента.
Решение КРМФО может быть полезно с точки зрения применения концепции существенности в контексте отчетности по МСФО. Так, в соответствии с требованием п. 23(f) МСФО (IFRS) 8 организация должна представлять информацию о «существенных статьях доходов и расходов, раскрываемых в соответствии с п. 97 МСФО (IAS) 1», согласно которому «в случае существенности тех или иных статей доходов или расходов организация должна отдельно раскрывать информацию об их характере и величине»). КРМФО отметил, что когда в МСФО (IAS) 1 говорится о существенности, то имеется ввиду существенность информации, то есть суждение принимается относительно ее раскрытия, так и нераскрытия. Существенность зависит от характера или количественной значимости информации либо от того и другого, и определяется в контексте финансовой отчетности в целом. Организациям необходимо применять суждение, чтобы определить, разумно ли ожидать наличие эффекта от раскрытия или нераскрытия информации в финансовой отчетности общего назначения на решения, принимаемые ее основными пользователями.
КРМФО подтвердил выводы предварительного решения в отношении того, что при применении п. 23(f) МСФО (IFRS) 8, организация, раскрывающая для каждого отчетного сегмента существенные статьи доходов и расходов в соответствии с п. 97 МСФО (IAS) 1:
применяет п. 7 МСФО (IAS) 1 и оценивает, является ли статья доходов или расходов существенной в контексте финансовой отчетности в целом;
применяет требования, содержащиеся в пп. 30-31 МСФО (IAS) 1, рассматривая вопрос об агрегировании информации в финансовой отчетности;
учитывает характер или объем информации, другими словами, качественные и количественные факторы, или и те, и другие, при оценке существенности конкретной статьи доходов или расходов; и
рассматривает все обстоятельства, включая, но не ограничиваясь указанными в п. 98 МСФО (IAS) 1 (п.98 говорит об обстоятельствах, при которых требуется отдельное раскрытие информации о статьях доходов или расходов, например, таких как обесценение/восстановление обесценения запасов/основных средств, реструктуризация, урегулирование судебных споров, выбытие инвестиций и пр.).
КРМФО пришел к окончательному выводу, что принципы и требования, содержащиеся в МСФО, дают достаточное основание для применения требований к раскрытию информации, содержащихся в п. 23 МСФО (IFRS) 8, и принял финальное решение не включать проект по данной теме в рабочий план по разработке международных стандартов финансовой отчетности.