Август 2024

Выпущено финальное решение КРМФО в отношении раскрытия выручки и расходов по отчетным сегментам

В июле 2024 года было опубликовано финальное решение Комитета по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО / IFRIC®) в отношении раскрытия выручки и расходов по отчетным сегментам (также см. выпуск «Коротко о важном – МСФО» за февраль 2024 года, в котором мы рассказывали о сути запроса, полученного КРМФО).

В финальном решении КРМФО подтвердил, что п. 23 МСФО (IFRS) 8 требует от организации раскрывать информацию по определенным статьям каждого отчетного сегмента в случаях, когда данные статьи:
  • включены в показатель прибыли или убытка сегмента, анализируемый руководством, принимающим операционные решения, даже если они отдельно ему не предоставляются или не анализируются, или
  • регулярно предоставляются руководству, принимающему операционные решения, даже если они не включаются в состав прибыли или убытка сегмента.

Решение КРМФО может быть полезно с точки зрения применения концепции существенности в контексте отчетности по МСФО. Так, в соответствии с требованием п. 23(f) МСФО (IFRS) 8 организация должна представлять информацию о «существенных статьях доходов и расходов, раскрываемых в соответствии с п. 97 МСФО (IAS) 1», согласно которому «в случае существенности тех или иных статей доходов или расходов организация должна отдельно раскрывать информацию об их характере и величине»). КРМФО отметил, что когда в МСФО (IAS) 1 говорится о существенности, то имеется ввиду существенность информации, то есть суждение принимается относительно ее раскрытия, так и нераскрытия. Существенность зависит от характера или количественной значимости информации либо от того и другого, и определяется в контексте финансовой отчетности в целом. Организациям необходимо применять суждение, чтобы определить, разумно ли ожидать наличие эффекта от раскрытия или нераскрытия информации в финансовой отчетности общего назначения на решения, принимаемые ее основными пользователями.

КРМФО подтвердил выводы предварительного решения в отношении того, что при применении п. 23(f) МСФО (IFRS) 8, организация, раскрывающая для каждого отчетного сегмента существенные статьи доходов и расходов в соответствии с п. 97 МСФО (IAS) 1:
  • применяет п. 7 МСФО (IAS) 1 и оценивает, является ли статья доходов или расходов существенной в контексте финансовой отчетности в целом;
  • применяет требования, содержащиеся в пп. 30-31 МСФО (IAS) 1, рассматривая вопрос об агрегировании информации в финансовой отчетности;
  • учитывает характер или объем информации, другими словами, качественные и количественные факторы, или и те, и другие, при оценке существенности конкретной статьи доходов или расходов; и
  • рассматривает все обстоятельства, включая, но не ограничиваясь указанными в п. 98 МСФО (IAS) 1 (п.98 говорит об обстоятельствах, при которых требуется отдельное раскрытие информации о статьях доходов или расходов, например, таких как обесценение/восстановление обесценения запасов/основных средств, реструктуризация, урегулирование судебных споров, выбытие инвестиций и пр.).

КРМФО пришел к окончательному выводу, что принципы и требования, содержащиеся в МСФО, дают достаточное основание для применения требований к раскрытию информации, содержащихся в п. 23 МСФО (IFRS) 8, и принял финальное решение не включать проект по данной теме в рабочий план по разработке международных стандартов финансовой отчетности.