Выпуск поправок к требованиям по классификации и оценке финансовых инструментов
В мае 2024 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB®) выпустил поправки к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», уточняющие требования по классификации и оценке финансовых инструментов. Поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2026 года или после этой даты, с возможностью досрочного применения.
Поправки нацелены на то, чтобы сделать более понятными требования к классификации и оценке, содержащиеся в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», а также повысить пользу соответствующей информации, раскрываемой организацией, применяющей требования МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Основные изменения, на наш взгляд, затронули требования, касающиеся прекращения признания финансовых обязательств с применением электронных переводов[1], оценки предусмотренных договором денежных потоков при классификации финансовых активов[2], а также требования МСФО (IFRS) 7 в отношении раскрытия информации об отдельных видах финансовых инструментов[3].
Первая часть поправок применима к тем организациям, которые при признании или прекращении признания финансовых активов и обязательств применяют «учет на дату расчетов» («settlement date accounting»). Поправки допускают применение учетной политики, при которой при погашении финансового обязательства с использованием электронной платежной системы, обязательство может считаться погашенным до даты расчетов – при инициировании распоряжения о платеже при выполнении следующих условий, перечисленных в IFRS 9. B3.3.8:
у организации нет возможности отказаться от исполнения распоряжения о платеже, остановить или отменить платежную инструкцию; и
у организации нет практической возможности получить доступ к денежным средствам, которые будут использоваться для осуществления электронного платежа; и
риск урегулирования, связанный с системой электронных платежей, оценивается как незначительный.
Поправки также коснулись финансовых активов с элементами, привязанными к достижению целей, связанных с экологией, социальной политикой и корпоративным управлением (ESG). В рамках ответа на вопросы по финансовым активам с ESG-характеристиками были введены поправки к классификации финансовых активов в целом.
Поправки разъясняют требования МСФО (IFRS) 9 к определению того, являются ли денежные потоки исключительно платежами в счет основной суммы долга и процентов на непогашенную часть основной суммы долга), т.е. к общим принципам теста SPPI, а также содержат полезные примеры применения этих принципов в различных ситуациях.
Согласно МСФО (IFRS) 9, предусмотренные договором денежные потоки, которые представляют собой платежи в счет уплаты основного долга и процентов, соответствуют базовому кредитному договору. В базовых кредитных договорах наиболее значительные элементы процентной ставки чаще всего включают компенсацию за временную стоимость денег (как разъяснено в IFRS 9.B4.1.9A–B4.1.9E) и кредитный риск. Однако в таких соглашениях, процентная ставка также может учитывать риск ликвидности и другие связанные с кредитованием базовые риски, а также административные и иные связанные с наличием финансового актива затраты. Кроме этого, процентная ставка может включать маржу прибыли, соответствующую базовому кредитному соглашению. Согласно введенным поправкам (IFRS 9.B4.1.8A), оценка процентов сосредоточена на том, за что организация получает компенсацию, а не на размере ее компенсации. В то же время, сумма полученной организацией компенсации может свидетельствовать о том, что организация получает компенсацию за что-то большее, чем связанные с кредитованием базовые риски и затраты. Поправки поясняют, что денежные потоки, предусмотренные договором, не соответствуют условиям базового кредитного договора, если денежные потоки включают компенсацию за риски или рыночные факторы, которые обычно не считаются базовыми рисками или затратами (например, стоимость долевых инструментов), связанными с кредитованием, и денежные потоки меняются таким образом, что это не соответствует направлению и величине изменений в рисках или затратах, связанных с кредитованием, даже если такие условия часто встречаются на рынке.
Поправки также коснулись финансовых активов с договорными условиями, которые могут менять сроки или суммы предусмотренных договором денежных потоков в результате наступления (или ненаступления) условного события. Поправки (IFRS 9.B4.1.10) разъясняют, что организация должна оценить, соответствует ли установленное в договоре изменение требованиям SPPI независимо от вероятности от того, случится ли изменение в предусмотренных договором денежных потоках. Они также подтверждают, что если наступление (или ненаступление) условного события характерно для конкретного дебитора, то изменение в предусмотренных договором денежных потоках будет соответствовать условиям базового кредитного договора. При этом возникающие в результате денежные потоки, предусмотренные договором, не должны быть инвестициями в дебитора.
В стандарт были добавлены иллюстративные примеры: задолженность с процентом, привязанным к выбросам парниковых газов, по которым соблюдается требование SPPI, и задолженность с процентом, привязанным к индексу цен на углеродные квоты, по которым требование SPPI не соблюдается.
Также в отношении классификации финансовых активов был уточнен подход к SPPI тесту в отношении финансовых активов без права регресса и инвестиций в связанные договором инструменты.
Кроме этого, были внесены поправки к МСФО (IFRS) 7, согласно которым организации должны раскрывать следующую дополнительную информацию в отношении инвестиций в долевые инструменты, оцениваемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход:
совокупную справедливую стоимость всех инвестиций (ранее – каждой инвестиции) в долевые инструменты на конец отчетного периода (IFRS 7.11A(c));
увеличение или уменьшение справедливой стоимости в течение отчетного периода, признаваемой в составе прочего совокупного дохода, с отдельным представлением суммы такого изменения в отношении инвестиций, признание которых было прекращено в течение отчетного периода, и суммы увеличения или уменьшения справедливой стоимости, относящейся к инвестициям, удерживаемым на конец отчетного периода (IFRS 7.11A(f)).
Вышеописанные поправки будут особо интересны компаниям, у которых есть финансовые активы с ESG характеристиками, в отношении которых требования SPPI могут не соблюдаться и которые в таком случае необходимо учитывать по справедливой стоимости. Также организации, которые регулярно совершают оплаты с использованием систем электронных платежей, могут принять во внимание данные поправки и уточнить учетную политику в части прекращения признания финансовых обязательств. Также поправки будут полезны пользователям финансовой отчетности, которым требуется оценивать результативность инвестиций в долевые инструменты, переоценка которых отражается в составе прочего совокупного дохода.