Выпуск нового стандарта МСФО (IFRS) 19 «Дочерние предприятия без публичной ответственности: раскрытия информации»
9 мая 2024 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB®) выпустил новый стандарт МСФО (IFRS) 19 «Дочерние предприятия без публичной ответственности: раскрытия информации» (‘Subsidiaries without Public Accountability: Disclosures’), который разрабатывался с 2021 года.
Компания может принять решение применять данный стандарт при подготовке своей финансовой отчетности (в том числе консолидированной и отдельной) если, и только если, по состоянию на отчетную дату (IFRS 19.7) она: (a) является дочерней организацией (как определено в приложении А к МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»); (b) не имеет публичной ответственности; и (c) имеет конечную или промежуточную материнскую организацию, которая составляет и публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Согласно МСФО (IFRS) 19, п. 11, у компании есть публичная ответственность, если: (a) ее долговые или долевые инструменты обращаются на открытом рынке или она находится в процессе выпуска таких инструментов на открытый рынок (внутреннюю или зарубежную фондовую биржу или внебиржевой рынок, включая местные и региональные рынки), или (b) она держит активы, имея фидуциарную ответственность перед широкой группой лиц, в качестве своего основного вида деятельности (например, банки, кредитные союзы, страховые компании, брокеры/дилеры ценных бумаг, фонды взаимного страхования и инвестиционные банки часто соответствуют данному критерию).
МСФО (IFRS) 19 – стандарт, который регулирует исключительно вопросы раскрытия информации в отчетности, он не вносит изменения в подходы к признанию, оценке или презентации. Если компания, которая соответствует вышеназванным критериям, сделала выбор в пользу применения МСФО (IFRS) 19, то вместо требований по раскрытиям, содержащихся в прочих стандартах МСФО, она будет применять требования по раскрытиям, содержащиеся в МСФО (IFRS) 19. Таким образом, применение МСФО (IFRS) 19 приведет к сокращению объема раскрытий, которые требуются другими МСФО, но являются непропорционально обширными с учетом информационных нужд пользователей отчетности дочерних компаний без публичной ответственности (далее – «непубличные дочерние компании»).
Так, например, непубличные дочерние компании, которые, помимо пакета групповых форм с ограниченными раскрытиями для целей подготовки консолидированной финансовой отчетности материнской компании группы по МСФО, также готовят на своем уровне отчетность по МСФО для внешнего пользования, могут при переходе на данный стандарт значительно снизить объем раскрытий в своей отчетности по МСФО.
Также предполагается, что непубличные дочерние компании, которые сейчас подготавливают на своем уровне отчетность по МСФО для малых предприятий (IFRS for SMEs), могут рассмотреть опцию по переходу на МСФО (с применением учетной политики материнской группы по МСФО), поскольку МСФО (IFRS) 19 существенно сокращает требования по необходимым раскрытиям.
Совет по МСФО ожидает, что применение МСФО (IFRS) 19 принесет следующие выгоды:
уменьшит затраты на подготовку финансовой отчетности непубличных дочерних компаний;
улучшит применение МСФО в группах компаний; и
сохранит полезность финансовой отчетности дочерних компаний для ее пользователей.
Новый стандарт вступит в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2027 года или после этой даты, с возможностью досрочного применения. Обращаем внимание, что сравнительная информация должна быть представлена в соответствии с требованиями переходных положений данного стандарта (ретроспективное применение с определенными дополнительными раскрытиями и сверками).
Рекомендуем группам компаний, имеющим дочерние организации, соответствующие критериям МСФО (IFRS) 19, оценить целесообразность их перехода на данный стандарт, взвесив все выгоды от его применения.